Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края

Олонецкiй сборник Текст : материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края / сост. И. Благовещенский Вып. 2.

Год описания: 1886


Источники
  • под ред. А. Иванова Олонецкiй сборник Текст : материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края / сост. И. Благовещенский Вып. 2, Губ. Тип., Петрозаводск, 1886 г. С. 233-236.
  • Электронная версия книги на сайте Национальной электронной библиотеки.

getImages0

С. 233.

порожье, основавшееся при Петрѣ Великомъ. Первые поселенцы были пзь боровичскпхъ жителей, на р.Мстѣ, переведенные сюда для провода судовъ въ порогахъ: Головкѣ, Сиговцѣ и Медвѣдцѣ, находящихся выше Подпорожья. Берега Свири за Подпорожьемъ своею дикою природою напоминаютъ Швейцарію. Ложе рѣки дѣлается уже, пороги сильнѣе и быстрѣе. Отъ Подпорожья до Хевроньина и Киселева суда тянутся тихймъ ходомъ, по одиночкѣ. На всемъ протяжении пороговъ мы съ любопытетвомъ осматрива­ли съ шумомъ стремящуюся по каменистому руслу рѣку и вни­мательно слѣдили за ловкихми поворотами парохода, управляемаго опытною рукою лоцмановь. Пароходъ нѣсколько разъ останавливался, давая дорогу идущимъ съ верховья судамъ, буксируемымъ маленькими пароходами. Между Подпорожьемъ и Мятусовымъ учреждено туэрное пароходство, Въ Сиговцѣ и Медвѣдцѣ малосильные и тяжело нагруженные пароходы поднимаются иногда на буксирѣ туэровъ.

Мятусово — тоже большое село, на правомъ берегу Свири, растя­нутое въ одну линію версты на двѣ. Здѣсь скопляется много су­довъ, идущихъ внизъ, которым спускаются въ пороги не болѣе какъ по два въ рядъ, съ проводниками, по назначенію лоцман- скаго сотскаго. Здѣсь имѣетъ мѣсто пребываніе начальникъ дистанціи. Близъ Мятусова, на острову, въ бывшей Яблонской пустынѣ, былъ погребенъ преподобный Германъ Соловецкій, скончавшійся здѣсь на обратномъ пути изъ Новгорода въ Соловки. Въ Мятусовѣ красивая деревянная церковь и каменная часовня, по­строенная въ память спасенія Государя Императора отъ покушенія 4-го апрѣля 1866 года и воздвигнутая на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ Его Величество изволилъ имѣть завтракъ, на обрат­номъ пути изъ Петрозаводска, въ іюнѣ 1858 года. Хлѣбопашество по всему прибрежью Свири находится въ незавидномъ положе­нiи. Населеніе кормится зимою лѣсными промыслами, а лѣтомъ проводомъ судовъ; существуеть даже пословица: „Какъ Свирь вскроется, то и квашня растворится».

За Мятусовымъ, на горѣ, на красивомъ мѣстоположеніи, раски­нута довольно большая деревня Пидьма, извѣстная двумя крупчатно-мукомольными заводами.

Острѣчины — довольно большое, старинное село, стоитъ въ сторонѣ Свири, при сліяніи рѣчекъ Острѣчинки и Ладвы; на берегу

С. 234.

же Свири, версты за полторы отъ Острѣчинъ, находится при­стань для пароходовъ, нѣсколько одинокихъ харчевенъ для рабочихъ и каменная часовня св. Николая.

Послѣдняя остановка парохода предъ Вознесенской пристанью была въ сел. Гакручей, которое не отличается ничѣмъ отъ боль­шинства малыхъ присвирскихъ деревень.

Въ 7 часовъ вечера, мы подошли къ Вознесенской пристани, находящейся на лѣвомъ берегу свирскаго истока, при сел. Намойные Пески, извѣстномъ подъ общимъ названіемъ Вознесенья. Се­ленiе расположено на очень низменной мѣстности, при устьѣ Онежскаго обводнаго канала, впадающаго въ р. Свирь у самаго ея истока изъ Онежскаго озера, и принадлежитъ Лодейнопольскому уѣзду; на противоположномъ, правомъ берегу находится Вознесенскій погостъ, входящій въ составъ Петрозаводскаго уѣзда. Къ сѣверовостоку открывалась безконечная зеркальная гладь Онежскаго озера съ множествомъ стоявшихъ на рейдѣ судовъ. Главное населеніе и торгово-промышленная дѣятельность сосре­доточены въ сел. Намойные-Пески, мимо котораго во время навигадіи проходить по каналу болѣе 3,000 судовъ съ низовыхъ при­станей. Все устье Свири загромождено было судами разной конструкціи; безпрестанно подходили снизу буксирные пароходы и уводили обратно по нѣсколько судовъ; по каналу движеніе су­довъ, вступающихъ въ Свирь, почти не прекращалось. Счастли­вое положеніе Везнесенья, въ теченіе 50 — 60 лѣтъ, послужило основаніемъ большаго промышленнаго села.

Въ концѣ XVI столѣтія, на правомъ берегу находился небольшой Вознесенскій монастырь, обращенный впосдѣдствіи въ пустыню, по упраздненіи которой, въ 1764 г., образовался Вознесенскій погостъ съ 6-тью прихожанами. Въ концѣ нрошлаго и началѣ нынѣшняго столѣтія въ Намойныхъ-Пескахъ, на лѣвомъ берегу, разбросано было нѣсколько отдѣльныхъ дворовъ и рыбачьихъ избушекъ. Съ устройствомъ Маріинскаго канала, сондинившаго воды Волжскаго бас­сейна съ Онежскими и Балтійскими, здѣсь основалась судоходная пристань, которая получила настоящее значеніе только съ открытіемъ, въ 1852 году, Онежскаго обводнаго канала. Заселеніе Вознесенья начало быстро увеличиваться, труд и капиталъ, безъ всякого искусственнаго привлеченiя, сами-собою потекли къ ново-

С. 235.

му тргово-промышленному пункту; люди богатые стали перемѣщаться сюда для торговли, рабочее населенiе для промысловъ и заработковъ на судоходной пристани. Во время навигаціи, постоянное нселеніе Вознесенья доходитъ до 2,000 душъ; на болѣе или менѣе продолжительное время лѣтомъ здѣсь останавливается до 15,000, судорабочихъ, караванныхъ прикащиковъ, путинныхъ и т.д. Наружный видъ сел. Намойные-Пески носить на себѣ характеръ, болѣе приближающійся къ городскімъ постройкамъ. Глвная улица, расположенная по набережной Свири и начинающаяся отъ устья канала, обстроена большими красивыми домами, которые испещрены вывѣсками торговыхъ заведеній. Всѣхъ домовъ считается болѣе 120. Здѣсь находится почтовое отдѣленіе, телеграфная и спасательная, станціи и мореходный кдассъ, въ которомъ преподаются познанiя, необходимым для штурмаровъ каботажнаго цлаванія; недавно выстроена, новая каменная церковь. На правомъ берегу свирискаго истока находится старинная церковь Вознесенскаго прихода и расположены лѣсныя биржи, у которыхъ перегружаются суда, идущія съ озера съ лѣсными матеріалами. На Вознесенской пристани и лѣсной биржѣ грузится и перегружается до 600 судовъ и до 500 лѣсныхъ гонокъ, отправляющихся внизъ по Свири, на сумму свыше 500,000 руб.; кромѣ, того, съ Онежскаго озера и съ обводнаго канала проходить до 300 судовъ, безъ перегрузки, и до 300 лѣсныхъ гонокъ и плотовъ, на сумму свыше 30.000,000 р.

У Вознесенья пароходъ, останавливается от 7 до 8 часовъ, для перегрузки товаровъ и перехода пассажировъ, слѣдующихъ на г. Вытегру, куда по озеру три раза ходитъ небольшой пароходъ, а по каналу отправляются трешкоуты.

Около 5-ти часовъ утра, послѣ нагрузки дровами и кратковременнаго отдыха, пароходъ вышелъ въ Онежское озеро. Погода была благопріятная. Солнце поднялось уже высоко. Миновав Вознесенскiй рейдъ, пароходъ повернулъ кь сѣверозападу, оставляя за собою югозападный берегъ, съ виднеющймися на возвышенностяхъ, среди лѣса, поселеніями, расположёнными въ направленіи Онежскаго канала и почтоваго тракта вь г. Вытегру.

Плавание по Онежскому озеру представляетъ много интереснаго для любознательныхъ путешественниковъ, въ естественно-исто-

С.236.

рическомъ, торгово-промышленномъ и этнографическомъ отношеніяхъ.

 


Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *