Из газеты «Намойные Пески»

В 2015 году родилась идея об издании местной краеведческой газеты «Намойные Пески». Предлагаем познакомиться со статьями и заметками так и не вышедшего в свет издания.


'Волшебное яблоко'. Приветствие. Николай Михайлович Коняев

Здравствуйте, Константин!  Меня очень порадовало Ваше письмо. После войны, когда Вознесенье было районным центром, в посёлке уже издавалась своя газета. К сожалению, потом Вознесенский район объединили с Подпорожским, и выпуск газеты прекратился. Всё это было ещё до моего рождения, но однажды я нашёл на чердаке старый номер нашей районки со стихотворением моей тётки Павлы Максимовны Коняевой, и мне стало ужасно грустно, что эта газета больше не выходит. Я рассказал о своей находке нашей учительнице литературы и, наверное, это и стало толчком к изданию в посёлке рукописного школьного журнала «Истоки». В этом журнале и был напечатан мой первый рассказ. Я надеюсь, что и в газете «Намойные пески» тоже появятся рассказы и стихи молодых вознесенцев. Ведь наш край – удивительно литературный. Напомню, что в сорока километрах от Вознесенья, около Вытегры, родился один из крупнейших поэтов России – Николай Клюев. Множество писателей и поэтов бывало и в Вознесенье, недаром Константин Паустовский писал, что когда он вспоминает о Карелии, то видит ранний летний вечер в Возне­сенье, «тихие сумерки, воду, усеянную отражениями фонарей, гроздья чере­мухи над заборами, светловолосых девушек в ситцевых платьях, их пес­ни, маленький оркестр, встречающий на пристани все приходящие парохо­ды, и два белых огромных шара, низко висящих в небе, — один на западе, другой на востоке — заходя­щее солнце и восходящую луну. Смешение солнечного и лунного света придает воде, небу и воздуху не­обыкновенный цвет розового, чуть туманного золота. Сквозь это золото летели на Север над Свирью журав­линые стаи…»

От всей души желаю газете «Намойные пески» успеха. Николай Коняев.

Посыла Вам и свой рассказ «Волшебные яблоки». Н.К.

 

ВОЛШЕБНОЕ ЯБЛОКО

В детстве я видел яблоки, только когда их привозили из Ленинграда.

В нашем поселке они тогда не росли — десятилетия, миновавшего после войны, не хватало, чтобы ожила выжженная гвардейскими минометами поселковая земля.

Правда, в окрестных деревнях яблони сохранились, но они уже окончательно одичали от беспрерывной колхозной жизни и на них росли кислые и твердые плоды, больше похожие на картофельные яблоки, чем на фрукты.

Настоящие яблоки всегда были связаны с праздником и сами были праздником.

Помню бабушка, взяв привезенное отцом яблоко в руки, задумалась, а потом сказала, что когда они только вернулись в Вознесенье из эвакуации — странник у них ночевал.

— Шурка-то наша не любила странников, но она на совещание была в Ленинград уехавши, — сказала бабушка. — Вот я и пустила человека… А он когда уходил, такое же яблоко подарил…

— Нет, мамаша… — ревниво сказал отец. — Это из Крыма яблоко… А тогда война еще не кончилась, откуда у странника такое яблоко взялось?

— Дак ведь не с Крыма, Миша… — вздохнув, согласилась бабушка. — Откуда в Крыму таким яблокам взяться? Сколько живу, а такого яблока больше не видела…

— Сладкое было? — спросил я.

— Наверное, сладкое, Миколя… — сказала бабушка. — А главное — не кончалось…

— Как это не кончалось?!

— А так, Миколя… У нас-то хоть тебя и на свете еще не было, детей в дому несчитано жило. Домов в поселке почти не осталось, вот и селили эвакуированных друг к другу. По две, по три семьи в комнате жили. И все с ребятами… И все ребята это яблоко видели, потому что странник при всех его мне дал. Положил на стол, а сам в сторонку отошел. А детишки чего? Обступили меня и глядят на яблоко, глаз не спускают… Ну, я взяла тогда нож, и каждому по ломтику отрезала. А половинку яблока, в ящик буфета убрала, на вечер… И вот вечером открываю ящик, а там целое яблоко лежит, такое же, какое и было… Подивилась я, конечно, но перекрестилась и снова половинку яблока на всех поделила, а половинку в шкаф спрятала. А утром снова целое яблоко нашла. И так я три дня дитёнков тем яблоком кормила. Иногда и по четыре раза в день им в день по ломтику давала, а яблоко не кончалось.

— А потом что? — спросил я. — Кончилось?

— А, не знаю, Миколя… — вздохнула бабушка. — Тогда ведь Шурка с райцентра, с совещания вернулась. Первым делом она странника, квартиранта моего, выгнала, а потом увидела, как я соседских детей яблоком одаряю, выхватила его у меня из рук.

— Совсем, — говорит, — с ума съехала, старая… Родные внучки без витаминов растут, а она чужих детей яблоками кормит…

Спрятала яблоко и больше я его не видела.

— Дак, может, Люся с Галей и ели его потом? — спросил я, когда бабушка, баюкая в руках привезенное отцом яблоко, замолчала.

— Не, Миколя… — бабушка покачала головой. — Когда Шурка вечером разрезала яблоко, червивое оно оказалось. Так и пришлось выбросить…

— Что же это было?

— А не знаю, Миколя… — бабушка аккуратно положила румяное крымское яблоко в вазу. — Откуда мне знать, если Шурка говорит, что никакого ума от старости не стало… Да и на что мне ум этот?


'Вознесенье. Штрихи истории'. Алексей Александрович Савицкий

Вознесенье. Штрихи истории

 

Поселок Вознесенье образован в 1935 году. Между тем место, на котором он стоит люди населяли к тому моменту достаточно долгое время. На левом берегу Свири в середине 19 века выросла деревня Намойные Пески. Она входила в состав Оштинской волости Лодейнопольского  уезда Олонецкой губернии. На правой же стороне раскинулась Монастырская сторона, получившая свое название по расположению на ней Вознесенского монастыря, действовавшего с 16 века по 1764 год.

О Намойных Песках и пойдет дальнейшее повествование. Они являлись важным пунктом на  юго-восточном побережье Онежского озера. Жители Олонецкой губернии неофициально именовали поселок Петербургскими воротами, поскольку от них открывался водный путь к столице Российской империи. Намойные пески стояли на выходе из Мариинской водной системы, и весь поток грузов с Поволжья шел через них. В этом транзите поселок играл не последнюю роль. Именно здесь, на левом берегу Свири, товары перегружались с речных кораблей на озерные.

Мариинская водная система являлась одним из важнейших водных путей, соединявших реку Волгу с Санкт-Петербургским портом. Возникла она по замыслу Петра I, хотя работы начались лишь в правление Павла I, а окончены были только в царствование Александра I. Еще одной водной артерией, протянувшейся к истоку Свири, в 1852 году стал Онежский обводной канал, ставший еще одним крупным перевалочным пунктом с озерных судов на речные.

И сегодня Вознесенье остается важным промежуточным портом, в котором сходятся транзитные пути из Москвы и Поволжья, а также с Белого моря через Беломоро-Балтийский канал и Онежское озеро. А, будучи в составе Олонецкой губернии, поселок неизменно входил в число крупнейших в губернии пристаней.

Жизнь человека во многом определяется условиями, в которых она протекает. Так и жители Намойных Песков были неразрывно связаны с торговыми операциями, а также речным и озерным флотом. На вознесенском рейде скапливалось большое число судов. И это благотворно сказалось на развитии пристани. Купцы, опасаясь задержек в транспортировке товара, стали строить или брать в аренду склады, амбары и открытые площадки. На особых судах «свирках» преодолевали речные пороги и через ладожские каналы и Неву доставляли грузы в Санкт-Петербург.

Именно вознесенский судовладелец И. Миронков в 1852 году первым прошел по Мариинской водной системе от Рыбинска до Санкт-Петербурга. Он же стал основателем «Онежского пароходного товарищества», осуществлявшего как перевозку грузов, так и пассажирские перевозки от столицы Российской империи до Петрозаводска.

Развитие судоходства способствовало оживлению торговли, а также заготовки и переработке леса. Лес заготовлялся по берегам Свири и впадающих в нее речек Ивинки, Остречинки, Святухи, Кузры.

В селах Присвирья приусадебные хозяйства в 19 веке находились на попечении женщин, детей и стариков. Мужчины работали на лесосплаве, водном транспорте или уходили на заработки в города. Вылов рыбы не носил товарного характера по берегам Свири.

Судьбоносные перемены в жизнь всей страны принесла Великая Октябрьская Социалистическая революция. Не остались в стороне и северные регионы европейской России. В годы гражданской войны в поселке располагалась дивизия сторожевых судов, а также база технического осмотра и ремонта кораблей.

Корабли, доставшиеся после революции от судовладельцев, находились в хорошем состоянии, и работа флота продолжалась без перебоев и при новой власти. Водные пути Прионежья, равно как и суда, перешли в распоряжение районного управления водного транспорта, коллегия которого находилась в Вознесенье. Коллегия состояла из трех человек: балтийского матроса И.М. Лудри, судового механика Маринкина и бывшего служащего торговой кампании Миронкова С.Н. Иполамова.

Советская власть стала проводить новую политику в масштабах всей страны. В частности, это нашло свое выражение в административно-территориальном устройстве. В 1922 году упразднена Олонецкая губерния, к тому времени уже порядком подрастерявшая свои территории (они вошли в состав Карельской автономии). Именно с этого момента Намойные Пески и Монастырская сторона стали называться селом Вознесенье. До 1954 года существовал отдельный Вознесенский район, вошедший позднее в состав Подпорожского.

Великая Отечественная война стала одним из наиболее трудных испытаний для всей нашей страны. Вознесенье в полной мере испытало ее тяготы. Подвергнувшись оккупации в 1941 году, поселок находился под властью захватчиков до лета 1944 года.

Сегодня в поселке проживает около трех тысяч человек. Действует единственная на северо-западе ремонтно-эксплуатационная база флота. Среди достопримечательностей памятник строителям Мариинского канала, а также расположенные в окрестностях финские укрепления в скальном массиве под названием «Вепсский замок». Большой интерес у туристов вызывают дома деревни Красный Бор, известные еще по средневековым записям как Княжбор. Там же стоит церковь святого апостола Фомы, построенная в 1873 году.

История Вознесенья неизменно вызывает интерес краеведов, благодаря труду которых обществу становятся известны многие интересные факты из жизни поселка. Среди знатоков истории Вознесенья Р.Я Гирин, В. Кемпи, П. Васильев. Без опоры на их статьи и книги данная статья не могла бы состояться.


'Обязаны сохранить'. Людмила Викторовна Кручинина

Обязаны сохранить

 

Посёлок Вознесенье – северо-восточные ворота Ленинградской области, он привольно раскинулся на берегах полноводной реки Свири, у самого истока её из Онежского озера. Главными природными ценностями являются (кроме вышеназванных водоёмов) Онежский обводной канал, множество лесных озёр, родники, малые реки.

Всё было бы замечательно, если бы за последнее время не увеличилось воздействие неблагоприятных факторов на экосистемы реки, озера и других водоёмов. Загрязнение воды происходит и летом и зимой; причины – отработанные нефтепродукты и подсланевые воды, канализационные стоки, мойка автотранспорта на берегах, паромная переправа, бытовые отходы, мусор, оставленный и выброшенный в озеро, реку, канал населением.

В начале 2009\2010 учебного года в Вознесенской школе был создан кружок «Экологическая школа», в настоящий момент – это проект, над которым работают учащиеся 5-10 классов. На самом первом занятии при составлении плана работы мы решили прежде всего исследовать качество воды в местных водоёмах, на зимний период запланировали проверку чистоты снега у парома, бани, которая работает с 1982 года на каменном угле и находится на берегу Свири; у новой котельной – она работает на биотопливе, и других точках. Сделать анализы воды было не трудно, так как в нашем распоряжении имеются наборы реактивов и оборудования для работы в полевых условиях ЗАО «Крисмас+». По результатам исследований мы составили сводную таблицу и пришли к следующим выводам.

Совершенно непригодна для питья вода из канала – она жёсткая, содержит много ионов железа, меди, карбонаты, хлориды, имеет жёлтый цвет и неприятный запах. Онежская вода содержит активный хлор, много хлоридов, нитратов, других солей, имеет слабокислую среду. В Свирской воде содержание хлоридов превышает предельно допустимую концентрацию, причём ниже по течению у паромной переправы. Это объясняется просто – резко возросло количество единиц транспорта, перевозимое паромом – 150-140 тыс. за год, за день – 14-15 рейсов, также паром загрязняет воду остатками отработанного топлива. Во время каникул, отпусков, праздничных дней у переправы скапливаются десятки автомобилей, а так как паром не работает с 21 часа вечера до 06 часов утра, транспорт может простоять всю ночь, в холодные ночи двигатели работают постоянно, выхлопные газы отравляют воздух, накапливаются в почве, снеге, в конечном счёте попадают через подземные ручейки в воду. О том, что вода рядом с паромом непригодна для бытовых нужд, говорят люди десятки лет прожившие на берегу Свири, они стараются набирать воду и полоскать бельё рано утром или поздно вечером.

Известно, что снег является индикатором чистоты воздуха, так как впитывает практически все вещества атмосферы. Участники проекта «Экологическая школа» сделали анализ снеговых талых вод не только у паромной переправы, но и на территории новой котельной, у общей бани, на автозаправочной станции, автобусной остановке и других местах. Выводы:

  1. Вызывает тревогу территория у бани, жители близлежащих домов жалуются на чёрную пыль (частицы каменного угля), которая оседает на воду, почву, сохнущее бельё, клубы с цветами. Анализы талой воды показали на кислую среду, высокое содержание гидрокарбонатов.
  2. У новой котельной, работающей на щепе, снег чище, чем у котельной, работающей на мазуте (сейчас она закрыта). Тем не менее, снег пропитан древесной пылью, частицами золы, содержит хлориды больше предельно допустимой концентрации, здание котельной находится рядом с рекой Свирь.
  3. как упоминалось выше, у паромной переправы снег очень загрязнён. Весной 2010 года ученицей нашей школы на Всероссийскую экологическую конференцию была подготовлена исследовательская работа «Паромная переправа – болевая точка посёлка», районная газета напечатала заметку на эту тему, был прочитан доклад перед родителями и учениками нашей школы. С тревогой отмечаем, что загрязнение на данной территории продолжается.

В почвах окрестностей посёлка много грунтовых вод, в конечном счёте уносят ядовитые примеси в Онежское озеро, реку Свирь, что может привести к серьёзным экологическим последствиям. Один из способов избежать этого – вывоз грязного снега до начала весеннего половодья. Надо искать замену каменному углю, которым отапливается местная баня. Давно назрела необходимость навести порядок у автобусной остановки на правом и левом берегах Свири, продумать сбор мусора в микрорайоне улицы Молодёжная.

Надо помнить – без воды нет жизни, загрязняя воду, человек вредит себе и всему живому. Вода – ценный, абсолютно необходимый человеку ресурс, её запасы не безграничны.

Продолжение следует.


'Давайте не забывать'. Елена Юрьевна Базаева

Давайте не забывать

Владимир Палыч…так называли в посёлке этого человека, коренного вознесенца, талантливого музыканта. Много тёплых воспоминаний о нём сохраняют ещё люди. Как ещё школьником он был зван вместе со своей гармошкой «на пятачок» – танцы в Парке Кирова. Как все окрестных детские сады в 60-70 е годы пели и танцевали под его баян. Дети любили Владимира Павловича за мягкость, деликатность и доброту, и он очень любил детишек. Это было взаимное чувство, помноженное на радость музыки и творчества. С благодарностью вспоминают его самодеятельные певцы и работники Дома Культуры.
Но немногие знали, что Владимир Матюшин был ещё и композитор. Он закончил Государственный заочный Народный Институт Искусств в Москве, много читал, интересовался культурой, собирал книги, ноты. Не сразу, но он нашёл путь к своему призванию.
Давайте не забывать наших талантливых земляков!

Матюшин Владимир Павлович (1936-1996)
Его любили дети. А они не ошибаются! Песня на стихи ленинградского поэта Леонида Хаустова «Вознесенье».

Леонид Иванович ХАУСТОВ (1920-1980)

ПРИСТАНЬ ВОЗНЕСЕНЬЕ

Трасс речных переплетенье,
Голубая рейда ширь,
Загляделось Вознесенье
На Онего и на Свирь.

Буксировщик краснотрубный
В дым себя запеленал,
Баржи медленно и трудно
Втягиваются в канал.

Небо свежее такое,
Штилевая эта гладь,
Дышит северным покоем
Утренняя благодать.

Среди красок чуть поблёклых,
Через сеть рассветной мглы
Я увидел, что на окнах
Все наличники белы.

А когда мы отвалили,
Белизной обведены,
Долго, долго, долго были
Эти окна мне видны.

И пропали в отдаленье…
Вновь – вода и небеса.
Вознесенье, Вознесенье,
Белобровая краса!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


'Уходящая красота'. Елена Михайлова

 

Уходящая красота

Именно в земле вепсов явилась 26 июня 1383 чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии, прозванная Тихвинской. Этническим вепсом был один из величайших русских святых всех времён св. Александр Свирский.

Здесь, в удивительных и заповедных краях, уникальная деревянная архитектура находится на своих исконных местах, эффектно украшая скромную северную природу. С некоторыми из них нам удалось познакомиться.

Мы осматривали старинные церкви, любовались их красотой и гармоничным сочетанием с природой. На высоких холмах, возле озер и на берегах рек строили древние мастера храмы. Каждая церковь или часовня, имела свой неповторимый вид, свой секрет красоты. В Важинах посетили Воскресенскую церковь – единственный известный деревянный храм, основанный на срубе с десятью гранями. В Согиницах осмотрели погост с шатровым храмом св. Николая редкой красоты и церковью св. пророка Илии. Этот памятник архитектуры федерального значения расположился в долине пересечения двух рек. Здесь когда-то было оживленное большое село.

В Юксовичах путешественники увидели третью по возрасту из сохранившихся деревянных церквей России – Церковь св. Георгия Победоносца, построенную в 1496 году. Храм был освящён св. Афанасием Сяндебским, келейником св. Александра Свирского. Эта самая древняя церковь, стоящая на своём месте с тех времён, как её построили.

К счастью, эта жемчужина деревянного зодчества сохранилась, а не погибла от огня, как многие храмы этого края. Несколько церквей из района были перенесены в заповедник деревянного зодчества Витославицы, что, конечно, помогло сберечь уникальные постройки, но видеть их на своём месте – дорогого стоит.

В этом мы убедились в селе Щелейки. Село находится прямо на берегу Онежского озера. В сторону озера открывается прекрасный вид, спускаются дорожки. Одна из них начинается прямо от впечатляющего деревянного храма Дмитрия Мироточивого (Солунского) – главной достопримечательности и украшению села.

Осмотрели Гиморецкий Погост на берегу Онежского озера. Уникальный шатровый столпообразный храм с невысокой отдельно стоящей шатровой колокольней, сохранившимися воротами погоста и фрагментами ограды, вызвал не один вздох восхищения.

К сожалению, при близком рассмотрении, было видно, что многие храмы обветшали и нуждаются в реставрации. Кое-где работы проводились лет 20-30 назад. Раньше за храмами наблюдали и ухаживали общины верующих, теперь в деревнях живут немногочисленные пенсионеры от 3 до 13 человек. Во многих посёлках есть хранители ключей от церкви, они присматривают за зданием, открывают их для путешественников. Так в селе Посад к нам подошла аккуратная старушка и спросила, пойдём ли в храм. Через некоторое время она, принаряженная и счастливая, показывала симпатичную деревянную часовню во имя Флора и Лавра. Действующую церковь с шатровой звонницей и луковичной главкой с крестом, приписанную к Свято_Троицкому Александра Свирского мужскому монастырю. Женщина с любовью рассказала об иконах, о службах. Церковь была трогательно украшена домоткаными яркими половиками и расшитыми полотенцами.

Печальное зрелище ожидало нас в Шустручье (Кипрушино). Там остались только руины Церкви св. Георгия Победоносца (св. Ильи пророка) середины 18-го века. Понятно, что такая беда может случиться и с другими замечательными деревянными церквями Посвирья. Как часто у властей не хватает средств и, вероятно, желания заниматься старыми и ветхими церквями, требующими достаточных вложений. Кстати, к чести местных властей, хочу сказать, что все сельские дороги отлично вычищены и находятся в приличном состоянии, хотя деревни безлюдны, это особенно заметно сейчас, пока не начался дачный сезон. В большом селе Падьма продавщица магазина (главный знаток жизни посёлка) рассказала, что людей, проживающих здесь постоянно становиться всё меньше. Детей мало, осталось только 22 ученика, которых возят на школьном автобусе в школу за 60 км.

За несколько дней путешествия, переправляясь с одного берега на другой, мы обследовали оба берега реки Свирь. Первый раз пересекли реку в Подпорожье. В наши дни это районный центр с населением около 19 000 человек. Деревня Подпорожье упоминается ещё в далеком 16 веке, однако в город она превратилась лишь с началом строительства в этих краях Верхне-Свирской ГЭС. По дороге, проложенной по плотине электростанции, автобус пересёк Свирь в среднем течении реки.

Вторая переправа на пароме через реку Свирь проходила в посёлке Вознесенье (Намойные Пески) в районе её истока. До 1764 на правом берегу Свири действовал Вознесенский монастырь, от которого и происходит нынешнее название посёлка. Паром небольшой, но трудолюбивый. Здесь уже много лет круглый год действует переправа, потому что в этом месте Свирь никогда не замерзает.

За городом ещё царствовала зима, огромные сугробы белого снега блестели на солнце. В лесу на ветвях и корнях деревьев затейница-зима налепила разных снеговиков, напоминающих своими очертаниями зверей и сказочные существа. Старинные церкви, красивые виды, новые знания и встречи с местными жителями делали эту поездку прекрасной и немного грустной. Жаль исчезающую красоту деревянных построек давних веков и вымирающие сёла. Но в душе теплится надежда, что, может, произойдёт чудо, и всё измениться в лучшую сторону….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *