Вознесенская узкоколейная железная дорога ЛПХ

Вознесенская узкоколейная железная дорога ЛПХ

Год описания: УЖД Вознесенского ЛПХ была ликвидирована в 1995 г.


Источники

Энциклопедия узкоколейных железных дорог бывшего СССР «Младший Брат»

4493. Вознесенская УЖД

Регион(ы)
Ленинградская обл.
Маршрут
Вознесенье (Красный Бор; р. Свирь) — Нила — р. Вилюкса
Синопсис
Лесовозная УЖДЛесовозная УЖД. Колея 750 мм. Неэлектрифицированная. Максимальная длина 60 км. Год закрытия: 1998. Разобрана.
Описание
Вознесенский ЛПХ, Красноборский л/п. Доходила до р. Ивины.

Добавить фотографию ]

Подвижной состав
Работали две ЭСУ1А, ТУ7, МД54-4, АМ-1 и несколько ТУ6А. Сейчас их останки валяются на станции.

Добавить фотографию ]

Фотографии ко всей заметке


Последний из эксплуатировавшихся на дороге тепловозов ТУ6А-2657, Вознесенье, 19??

Вознесенская УЖД, 4.V.1998

Тепловоз ТУ6А-2657, пос. Вознесенье, 21.VIII.1998

Тепловоз ТУ6А-3092 с вагонами в процессе разборки дороги, пос. Вознесенье, 21.VIII.1998

АМ1-090, Вознесенский ЛПХ, л.п. Красный Бор, 21.X.2000

Грузопассажирский вагон «Аммендорф» за р. Нила на остатках разъезда 17 км (используется как охотничий домик), Вознесенская УЖД, 2.V.2004

Добавить фотографию ]

Карты и ссылки
Если вы хотите добавить карту или ссылку, перешлите ее, пожалуйста, редактору по адресу parovoz@parovoz.com.
См. также
Авторы
Александр КорсаковАлексейСеменов Ильяпавел

А. Шишин

 

УЖД Вознесенского ЛПХ

 

Строительство УЖД на берегу реки Свирь в поселке КрасныйБор было начато после войны в 1947 году, до 1954 года дорога входила в состав РОСГЛАВЦЕНТРОЛЕС треста Ленлес, затем была передана Вознесенскому ЛПХ. На 1954 год при протяженности дороги 38 километров на ней работал один паровоз ОП2 и два мотовоза МУЗ4. Протяженность дороги к 1970 году увеличилась до 54 километров из них 31 км магистральных путей и веток. К моменту закрытия дороги в 1998-99 годах протяженность дороги составляла 38 километров. Дорога пересекала трассу разобранной финской УЖД от станции Пай к берегу Онежского озера.

Изначально на дороге работало несколько паровозов, которые потом были заменены бензиновыми мотовозами МУЗ4, а затем дизельными МД54-4.В середине 70-х на дороге появляются тепловозы ТУ6А, на вывозке леса по магистрали работает тепловоз ТУ7, для перевозки пассажиров задействована автомотриса АМ1. Вывозка леса осуществлялась на берег реки Свири, где была организована плотовязная база на которой вязали собственные плоты и переформирововали сплотки, которы поступали с Онежского озера. Далее плоты сплавлялись вниз по течению потребителям древесины. С закрытие сплава по Свири на берегу в пос. Краснй Бор был построен лесозавод и пристани для погрузки леса на баржи. Помимо вывозки леса по УЖД к 1983-85 году  начинается автомобильная вывозка леса, которая к концу 90-х полностью вытеснила перевозку леса по железной дороге и УЖД была разобрана. На 2000 год дорога была полностью разобрана, о существовании УЖД напоминала лишь насыпь и разбросанные по площадке станции остатки подвижного состава.

  

  

А. Шишин

 Узкоколейки Вознесенского лпх

Эти две дороги давно манили нас своей удаленностью от Питера, абсолютное отсутствие информации по ним делали эту экспедицию особенно актуальной. Итак, в субботу в 8 утра мы стартанули из города. Ехать впятером на «классике» не очень-то удобно, ну да ладно, можно и потерпеть. Где-то к 13 мы достигли Лодейного Поля, дальше количество машин на трассе резко убавилось, но качество дороги вроде не стало хуже. Вокруг лес стеной, рельеф стал проявляться — красота. Дорожники делали мост через Яндебу, машина с бетоно-насосом развернулась поперек дороги, поэтому пришлось подождать ее обратного маневра где-то полчаса. Из Подпорожья еле выехали, только по подсказкам местных — новая дорога на карте-то не обозначена. Дальше шли по новой трассе- не просто спрямленная старая, а в некоторых местах вообще довольно далеко отдаляется от старого маршрута. Но после поворота на Винницы соскочили на старую грунтовку — при полном отсутствии машин, впечатление, что едешь по полному захолустью. Впрочем так оно и есть — на протяжении многих десятков километров никаких нас пунктов, вокруг сплошной лес. Выехали к Юксовскому озеру, проехали мимо первой (если не изменяет память) от Подпорожья деревни. Деревня как деревня, только прикол — на одном из домов спутниковая тарелка висит — а говорят цивилизация сюда не дошла! Дальше из-за очередной горки навстречу показался междугородний Икарус — оригинально на грунтовке смотрится (а на гати через болото за Оштинским Погостом — еще круче).

  

Вот и Перекресток, узкоколейки нет. Остановились, вышли, оказалось — нет, ужд была, трасса проглядывается, по виду лет 20 как разобрана — зарастает деревьями. Хорошо, что не успели к тому времени новое шоссе открыть — фиг бы мы эту ужд нашли. Рядом от бывшей узкоколейки на север в лес в сторону Вязострова отходит хорошая такая грунтовка, оттуда выезжала буханка, набитая людьми — загадка, откуда можно ехать, ведь Вязостров и Кузра вроде бы нежилые? Непонятно…
Сели в тачку и двинули в Вознесенье. Там в паром — и на тот берег. На пароме разговорились с челом — тот в ужасе сказал, что в Вязостров лучше не ходить, место плохое, пропадем…Пьяный был! Но впечатление от разговора осталось, тем интереснее. По берегу мы выехали в Чашеручей, на станцию ужд — блин, и тут металлоломеры побывали — рельсы сняты вместе с полотном, кабины тепловозов валяются, вообщем привычная картина. Но тепловозы и мотовозы и по кабинкам идентифицировать можно, за тем собственно и ехали. Остатков древнего ТПС и каких-либо вагонов интересных — никаких. По словам местных, узкоколейка Вознесенского лпх была ликвидирована в 1995 году. На берегу Свири на месте бывшего лесозавода плашмя(!) лежит заваленный портальный кран, еще там же мы обнаружили интересный почерневший полуразваленный домик — старую дизельную электростанцию. Делать здесь больше было нечего, надо ехать обратно на Перекресток, в субботу же необходимо успеть сходить на лесоучасток 23 км. Просидели в ожидании парома на берегу где-то час, но два камаза-шаланды заказали рейс с противоположного берега вне расписания, — нам повезло. Один камаз был доверху нагружен металлоломом, поэтому при попытке съезда с парома последний кренило так, что грузовику было не заехать на причал. Данная проблема всех озадачила, но вскоре была решена — более легкий грузовик съехав, вытащил на веревке тяжелый. Быстро долетев от Вознесенья до Перекрестка, решили что останемся ночевать там, тем более была организованная площадка для костра и деревянные седухи. Игорь остался караулить машину, а мы вчетвером где-то в 17 часов вечера почапали пешком в лес, в неизвестность.
Лесоучасток 23 км интересное место, особенно поздней осенью, и особенно вечером. Когда-то там был небольшой поселок, сейчас нежилой, только наверно охотники в каком-нибудь наиболее целом доме (в смысле с крышей и стенами) все-таки останавливаются, так как человеческие следы к одному из них вели. Один дом вообще классный был: свиду целый, а если зайти с другой стороны, то обнаруживается отсутствие четвертой стены — она просто выпала и лежит рядом, внутри как в театре, кровати стоят, стол.. За поселком узкоколейка ветвилась на две линии, там валялись останки явно МУЗа, причем недавно покоцанные, рядом в болоте лежал бак тендера от паровоза Кп4. Уже совсем темнело, надо было вертаться на нашу стоянку. На позднем закате прошли мимо развалин домов, уже совсем в сумерках миновали новое шоссе. Со стороны это наверное прикольно смотрелось бы — за 20 км от ближайшего жилья, в темноте, ночью практически, из глухого леса, в принципе оттуда неоткуда выходить, выходят один за другим четыре человека, взбираются по обочине на шоссе, строем переходят его, спускаются по другой обочине вниз и хрустя ветками, уходят в лес, в никуда. Не знаю, если бы я такое увидел, я бы наверно задумался. Дошли до стоянки, развели костер, пожрали, попили, побазарили. А на улице-то холодно уже, все-таки конец октября, даже если бы была палатка и спальник, я все равно туда в такой дубак ни за что не полез бы. Дрова кончались, в лесу темно хоть глаз выколи, да еще все сырое, посему в костер порубили лавки, на которых сидели, и также столб с табличкой «место для костра». Отважный Максимов решил все-таки спать в спальнике на открытом воздухе, поэтому одну лавку отвоевал. Мы же вчетвером залезли в Жигули и в позах эмбрионов попытались уснуть. Где-то в три ночи раздался стук в стекло двери — Максимов просился в тачку. Оказывается он в конечном итоге свалился со своей лавки, и в результате падения разорвал спальник. Пять человек спят в жигулях — это ужасно и невыносимо, а что делать?
В половину восьмого утра все уже были на ногах, так как сидеть в машине дальше было уже невозможно. Пока перекусывали, мимо нас по грунтовке в сторону Вязострова проскочил пустой лесовоз. Интересно, куда это он? Игорь опять остался караулить тачку, а мы вчетвером вышли на трассу бывшей УЖД и отправились в дальний путь — до Вязострова 17 км как-никак. Поначалу трасса была более-менее проходимой, но через 300 метров от Перекрестка начались заросли, и скорость движения упала до 2 км/час. Поняв, что с такой скоростью мы далеко не уйдем, решили поискать ту дорогу, по которой поехал лесовоз. Оказалось, что она идет в двух шагах от трассы и причем параллельно последней. Пройдя 10 км, мы увидели тот самый лесовоз, он загружался бревнами из штабеля у грунтовки. Мы поинтересовались у работяг, правильно ли мы идем; они дали утвердительный ответ, при этом осведомившись, на хрена нам понадобилось это захолустье. Дальше дорога шла уже по настоящей насыпи узкоколейки, расквашенной автомобилями. По обочинам насыпи валялись пара «алтайцев» без телег, судя по всему лежали они очень давно. В одном месте видимо была забита дренажная труба, поэтому вода, заболотив лес по левую сторону от трассы, переливалась на другой сторону прямо через верх насыпи. Уже чуть-чуть не доходя до нашей цели навстречу нам попалась та самая буханка, через мутные стекла которой на нас таращились местные жители. Оказывается — это такой своеобразный местный автобус, ведь обычное транспортное средство через чачу на месте разрушенных мостов просто не проедет.
Вот и великий и таинственный Вязостров! Царившую здесь тишину нарушал только вой бешеной коровы, которая застряла в покосившемся сарае, и голова которой торчала наружу через окно. Во всем поселке жилых только несколько домов около кромки леса, все остальные многочисленные здания выселены и разрушены, территорию поселка покрывают бурные заросли пожелтевшей уже травы. По всему было видно, что жизнь здесь остановилась сразу после кончины леспромхоза, и произошло это уже несколько десятилетий тому назад. Если на трассе узкоколейки мы не нашли ни одной шпалы, то на территории поселка шпалы выступали из земли и образовывали четкую картину находившихся здесь путей. Вполне неплохо сохранилось деревянное здание вокзала, территория когда-то существовавшего склада ГСМ. Тут же, в окрестностях бывшей станции в кустах валялись кабины от мотовозов ЭСУ1 и МД54-4, через пустые окна которых уже росли деревья.

  

Дальше станции следы от путей уходили к берегу реки Святуха и к северной части поселка, где на разваленных домах сохранились надписи типа «проспект им. Сталина»(!). Над берегом возвышалась труба от разрушенной кузницы. Там же в зарослях мы обнаружили остатки каменного депо на два стойла. На берегу реки наполовину в воде лежал пассажирскй вагон Камбарского завода, к которому цепью была привязана чья-то лодка. Открывшийся нашему взору пейзаж завершало живописное здание пирса, опоры которого сгнили, и его окна торчали из воды посередине реки метрах в ста от берега. К нему вели такие же сгнившие от времени и почерневшие мостки, свалившиеся с таких же обугленных устоев. Эти мостки служили когда-то местом, где вязали плоты для сплава их по Свири, от бывшей станции к ним раньше шел путь.
Вдоволь находившись по поселку, мы так и не встретили ни одного жителя. Создавалось впечатление, что все они уехали отсюда на том УАЗе-буханке. Началась трудная дорога назад. Пройдя километра три, мы встретили стоящие посреди лужи жигули-классику. Вокруг — ни души. Странно. Еще через пару километров навстречу нам попался джип — Кукурузер вроде, уверенно рассекавший воду на дороге. Внутри сидело три товарища, которые не обратили на нас никакого внимания. Не захолустье, а проспект какой-то; и это при том, что в Вязострове почти никто не живет, а вокруг на несколько десятков км нет жилья! Выйдя на нормальную грунтовку, мы прошли уже другой лесовоз, грузившийся из того же штабеля. Немного погодя к нам подрулила волга, и незнакомый чел спросил:»нашли узкоколейку?». Мы переглянулись, но ответили «да». Интересно, откуда этот чувак знал, зачем мы здесь? Только дойдя наконец до Игоря, мы узнали, что это он спрашивал у лесорубов, не видели ли они нас в лесу, а те, в свою очередь, рассказали все своему начальству и другим местным товарищам. Загрузившись в машину, мы отчалили от этого славного места в Питер, где и были через четыре часа.

Схема Юксовской узкоколейной железной дороги

Схема Вознесенской узкоколейной железной дороги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *