Путеводитель по России

Путеводитель по России / Под ред. Р.С. Попова Север. С.-Петербург

Год описания: 1886


Источники

getImages0

С. 476

но, тѣмъ не менѣе уничтожена только въ 1830 г. Въ 1780 г., при учрежденіи Олонецкаго намѣстничества, поведѣно было образовать городъ изъ казенной Олонец­кой верфи и прилегающихъ къ ней экономическихъ слободъ Меншевицъ и Лодейное поле, съ переименова­ніемъ по этому послѣднему. Кромѣ собора, есть въ городѣ еще церковь новѣйшей постройки; домовъ 156, изъ коихъ только три каменныхъ, и болѣе 1.000 человѣкъ жителей (Въ 18 верстахъ отъ Лодейнаго поля, по почтовой дорогѣ на Олонецъ, находится знаменитый Александровъ— Свирскій монастырь, о которомъ см, ниже).

Отъ селенія Важины (нристань) ложе Свири постепенно дѣлается уже, пороги сильнѣе и быстрѣе. На пути лежитъ село Подпорожье, образованное во время Петра I изъ боровичскихъ переселенцевъ, переведенныхъ сюда съ цѣ­лію провода судовъ по порогамъ. Въ 6 верстахъ отъ Под­порожья пороги Сиговецъ и Медвѣдь. Пристань Мяту- сово, (въ 17 в. отъ Подпорожья) принадлежитъ къ числу первобытныхъ присвирскихъ поселеній, въ которомъ, по народному преданію, погребенъ преподобный Германъ Соловецкій, скончавшійся на обратномъ пути изъ Нов­города въ Соловецкъ; у пристани каменная часовня. Минуя деревню Пидьму, расположенную на горѣ, пароходъ приходитъ въ послѣднюю свирскую пристань—

Вознесенье. Подъ общимъ именемъ Вознесенья разу­мѣютъ какъ Вознесенскую слободу, на правомъ берегу начинающейся здѣсь р. Свири, такъ и Намойные Пески, лежащіе на лѣвомъ южномъ берегу. Впрочемъ наружность слободы далеко не соотвѣтствуетъ торговому значенію этого пункта. Во время навигаціи населеніе здѣсь возро- стаетъ до нѣсколькихъ десятковъ тысячъ человѣкъ; много судовъ остается у Вознесенья на зимовку. Есть три каменныя церкви, телеграфная и спасательная станціи, почтовое отдѣленіе и мореходный классъ. Вознесенье славится отличною постройкою судовъ какъ морскихъ, такъ и рѣчныхъ.

Отъ Вознесенья въ Вытегру. Отъ пристани Возне­сенья пароходное сообщеніе съ г. Вытегрой по Онежскому озеру и р. Вытегрѣ или по Онежскому каналу (I кл., 1 р. 50 к., II кл., 1 р.). Ѣдущіе изъ Петербурга пересаживаются съ петрозаводскаго парохода на особый пароходъ кур-

С. 477

сирующій между Вознесенскою пристанью и Вытегрой. Болѣе дешевое, но за то и болѣе медленное и менѣе удобное сообщеніе на трешкотахъ.

Онежскій каналъ соединяетъ р. Вытегру и Свирь, слу­житъ обходомъ Онежскаго озера и входитъ въ составъ Маріинской судоходной системы. Проектъ постройки ка­нала утвержденъ въ 1800 году, но войны съ Наполео­номъ отдалили постройку, которая началась только въ 1818 г. и пріостановлена въ 1820 г. когда каналъ былъ доведенъ до пристани Черный Песокъ, на протяженіи 19 верстъ. Въ 1846 г. работы возобновлены на остальномъ протяженіи и окончены въ 1851 г. Нынѣ Онежскій ка­налъ имѣетъ длины 641/2 версты, глубина 7 футовъ; ка­налъ устроенъ безъ шлюзовъ. Въ устьѣ канала устроены каменные насыпные молы, стоитъ чугунный столбъ съ надписью о времени сооруженія и судомѣръ. На своемъ протяженіи каналъ проходитъ по руслу рѣкъ Ошты, Ко­быльяго озера, рр. Мегоры и Водницы, питаясь чрезъ осо­быя запруды водами озеръ Чагъ и Мегорскаго. Движеніе судовъ по каналу чрезвычайно значительно, такъ какъ чрезъ него проходитъ большая часть судовъ, слѣдующихъ по Маріинской системѣ. Бечевникъ очень хорошъ и снаб­женъ столбами для крѣпленія судовъ. Вслѣдствіе откры­тости канала и беззащитности его береговъ во время вѣтра, движеніе по каналу пріостанавливается.

При впаденіи р. Вытегры въ озеро пристань Чер­ные Пески а затѣмъ чрезъ 20 верстъ—

ВЫТЕГРА, уѣздный городъ Олонецкой губерніи, рас­положенный по обѣимъ сторонамъ р. Вытегры. На мѣстѣ нынѣшняго города до Петра I была здѣсь Вянгинская при­стань, находящаяся при впаденіи Вянги въ р. Вытегру; на этой пристани строились суда. Петръ I, задумавъ сое­динить Ковжу съ Вытегрой, лично посѣтилъ Вянгинскую пристань; въ 1773 г. Екатерина II возвела Вянги на сте­пень города, переименовавъ ее въ Вытегру, а въ 1766 г. назначила уѣзднымъ городомъ Олонецкой губерніи. По своему положенію на Маріинской системѣ, городъ скоро получилъ значеніе, какъ торговый пунктъ. Жителей 2.846 человѣкъ, но во время навигаціи населеніе возростаетъ на нѣсколько тысячъ человѣкъ. Въ городѣ имѣются двѣ пра­вославныя церкви, лютеранская кирка, гостиный дворъ; для склада товаровъ на пристани устроены магазины.


Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *