Старая дорога и новый путь

Крылов Д., священник-путник. Старая дорога и новый путь. (Из путешествий священника по приходу) // Олонецкие епархиальные ведомости. 1904

Год описания: 1904


Источники

Аннотация

Размышления о починке дорог в Олонецкой губернии, а также о том, что нынешний интеллигент „новопутеец” забыл старую дорогу — старый, но самый верный и кратчайший путь.


 

С. 648

Старая дорога и новый путь.

(Изъ путешествiй священника по приходу).

_____

 

Св. апостолы Христовы путешествовали съ проповѣдью евангелія міру пѣшкомъ. И мы, недостойные служители Слова, священники сельскіе для проповѣдыванія того же евангельскаго слова принуждены совершать путешествія по весямъ приходовъ реr реdes ароstolorum. Приходъ, гдѣ я выросъ и, по милости Бога, десятка полтора лѣтъ священствую, въ этомъ отношеніи, кажется, самый счастливый. Есть конечно, и счастливѣе его приходы, но тѣ приходы гдѣ-то тамъ далеко — на границахъ Финляндіи, или Архангельской губернiи, среди тундръ, лѣсовъ дремучихъ — тамъ рѣдко кто изъ насъ и бывалъ по своей да доброй волѣ. Мой приходъ — на виду: какъ по словамъ евангелія: „не можетъ градъ укрытися вверху горы стояй”, такъ село Гежесельга, расположенное на высокомъ холмѣ въ 2 вер. отъ Вознесенской пристани, далеко видно въ Онежское озеро; бѣлую церковь, темную рощу на кладбищѣ, въ безпорядкѣ разбросанные дома, вѣроятно, видѣли всѣ, кому приходилось проѣзжать водянымъ путемъ чрезъ Вознесенскую пристань. Къ этому-то погосту приписано до 16 деревень, лежащихъ отъ него въ 2, 3, 5 и даже 7 верстахъ разстоянія. Пути сообщенія здѣсь — лѣсныя тропинки, по которымъ ходилъ преп. Лазарь Муромскiй, просвѣщая мѣстную лопь. По этимъ дорогамъ на пространствѣ 8 – 9 м.м. въ году можно путешествовать только, по апостольски, пѣшкомъ.

С. 649

Мало того, въ иное время года, напр., весной или осенью, одинъ годъ даже зимой – это факть! чтобы пройти изъ многихъ деревень прихода въ село, или изъ села въ тѣ деревни, часто приходится путешествовать и пѣшкомъ, конечно, по с. Вознесенью; изъ двухъ деревень прихода — домовъ до пятидесяти — всѣхъ усопшихъ (бывало, и холерныхъ) доставляютъ на погостъ этимъ путемъ. И причтъ нерѣдко избираетъ этотъ путь: хоть причтъ и принадлежитъ къ числу послѣдователей Кнейпа, горькій опытъ и при томъ болѣе чѣмъ 10-ти-лѣтній доказалъ, что подобное лѣченіе – хожденіе по болотной грязи выше колѣна — можетъ быть рекламировано бекасамъ, уткамъ, куликамъ и длинноногимъ журавлямъ, — для людей же не проходитъ безнаказанно и вмѣсто пользы приноситъ симъ послѣднимъ ревматизмъ да лихорадки.

Итакъ, въ высокихъ охотничьихъ сапогахъ, промазанныхъ обильно ворванью и дегтемъ, подобравши повыше подолы подрясника и рясы (рardon! иначе не могу: въ той же одеждѣ придется мнѣ служить завтра въ деревне, утреню, часы, или въ приписной церкви, — обѣдню, нельзя же пачкать грязью облаченія!) съ сумками черезъ) плечо съ корзинкою въ рукахъ (Фельетонистъ свѣтской газеты или г.г. писатели изъ быта духовенства: Елеонскій, Леонидъ Андреевъ, Гусевъ—Оренбургскій и др., имже имя нынѣ легіонъ, пожалуй, скажутъ: „въ той корзинѣ яица да масло сборные”, и не угадали, г.г., — тамъ просфоры для завтрашней обѣдни), напѣвая ирмосы: „воду прошедъ яко сушу”…, идемъ съ псаломщикомъ путемъ-дорогой.

Если „безотрадные пейзажи, отвратительная погода, быстрота движенія по 2 вер. въ чась, — все это не способствовало развитію радужнаго настроенія въ путешествующемъ по личнымъ надобностямъ, изъ села въ село родной Олоніи подъ „трень-брень” колокольчика” („Олон. Епарх. Вѣд.” 1904 г. № 18), — такъ наши путешествія на пространствѣ 15 л.л. сряду (реrpetuum mobile) ех officio, по непролазной грязи да пѣшкомъ, при пѣніи ирмоса: „коня и всадника въ море чермное”… приводятъ насъ съ псаломщикомъ въ восторгь. Еще бы! дорогу старую — изъ села до тракта — только-что исправили. Видали ли вы, г.г., какъ „мужики” чинятъ дороги? „Господа”, конечно, не видали. А мы такъ видѣли. Дѣлаютъ такъ: „гонитъ” десятскій крестьянъ „на дорогу”. Беретъ баба лопатку и идетъ „на участокъ”. На участкѣ въ 2—3 саж. до 15 выбоинъ. Какъ зачинить? Да просто беретъ баба лопаткой земли, да дерна, съ придорожнаго бока заросшейся канавки и полагаетъ ее въ колейную яму; колея подравнялась; дорога исправлена, ставится столбикъ съ помѣткой: „участокъ молъ нашъ” и дѣло съ концомъ. Прошелъ дождь, – а когда въ эти лѣта наше небо не плакало? земля на дорогѣ размокла, стала грязь; прохали по исправленной дороге разъ—другой на телегѣ, прошли 2—3 пѣшехода; отъ давленія колесами да ногами грязь начинаетъ сползать въ канавку, благо ничто ее не задерживаетъ, вѣдь баба то, „до поту лица” старалась содрать тутъ дернъ. Предъ пѣшеходомъ, встаетъ роковой вопросъ: „какъ тутъ пройти, чтобы не утонуть? брести ли прямо срединой дороги, держать ли курсъ ближе къ канавкѣ, или, плюнувши рѣшительно на всѣ эти „дорожныя сооруженія”, махнуть прямо кустарникомъ, гдѣ бродитъ скотъ. Можете, конечно, выбирать любое, но, — увѣряю,—послѣднiй путь надежнѣе. — Разговорились. „Получили ли, отче, № „Гражданина”? „Да” – отвѣтствую. „Что тамъ новаго?” „Новаго?” немного. Помнишь Бабецкаго: его статьи, знаешь съ какимъ удовольствіемъ мною читаются; онъ иногда прямо обрадуетъ. Вотъ и теперь онъ пишетъ: „общій бюджетъ земства въ 34 губерніяхъ въ 1903 году превысилъ 105 мил. рублей, что равняется 1 р. 75 к. расхода на душу населенія въ земскомъ раіонѣ. („Гражд.” 1904 г. № 72 „Земская политика и финансы”). И расходъ этотъ по губерніямъ не одинаковъ, такъ напр., въ Олонецкой губерніи”… „Что вы, отче, неужели г. Бабецкій нашу Олонецкую знаетъ, да прямо съ ней и начинаетъ?” „Да, братъ, знаетъ; на первомъ мѣстѣ ставитъ. Такъ и говоритъ: „въ Олонецкой губерніи онъ — расходъ — достигаетъ 3 р. 90 коп. съ души, въ Московской 3 р. 28 коп., въ Петербургской — 3 р. 15 коп.; въ Пермской — 97 коп.”. „Ну, Отче, это вы отъ себя такъ говорите! — восклицаетъ мой спутникъ, а самъ — вижу, радъ радешенекъ, что его родная Олонія стоитъ выше и Московской и даже С.- Петербургской.

…И оба мы такъ польщены извѣстіемъ газетнымъ (Олончане, какъ извѣстно, всѣ — горячіе патріоты!), что забывши „Гражданинъ” и даже грязь, которая тѣмъ временемъ успѣла таки проникнуть къ намъ за сапоги высокіе, запачкать одежды мнѣ присвоеннаго сана и коротенькій пиджакъ псаломщика, добраться даже до власовъ моей главы и, хоть не длинной, но густой брады – подходимъ къ Вознесенской пристани. Предъ селомъ, по обычаю нашей страны, умыли изъ канавы ноги, то бишь, сапоги; опустилъ батюшка подолы рясы, — подолы же подрясника такъ и оставались подобранными подъ внутренній поясъ іерейскій, — ибо предстояло путешествіе пѣшкомъ еще верстъ 6, — причесались и пошли „по линіи” села.

„А не знаете, отче, на что идутъ эти деньги — безъ гривенника 4 руб. съ души — земскаго сбора?” — спросилъ меня спутникъ, когда мы шли изъ Вознесенья берегомъ р. Свири.

„Хорошо не знаю, Бабицкій говоритъ, что на (іbіd.) медицину затрачивается 30 мил. или 29 проц. бюджета, народное образованіе 20 мил. или 20 проц. на содержанiе земскаго управленія 9 мил. или 9 проц. дорожная повинность 6 мил. или 6 проц.”

„Значитъ: и на дороги расходуютъ, и служащимъ земцамъ платятъ и, кажется, служащимъ» по земству платятъ больше, чѣмъ на дороги расходуютъ?”

„Надѣюсь такъ, ибо, хоть и плохо въ училищѣ изучалъ я правило процентовъ, однако знаю, что 9% больше 6%. Положимъ: и служащихъ въ земствѣ не мало”. „Да, говоритъ мой собесѣдникъ, дѣлая прыжки съ камня на камень не хуже лани, гонимой жаждой въ лѣтній зной на источники водные, или преслѣдуемой

С. 651

гончими, — „да, вотъ и здѣсь живетъ „земскій техникъ”, молодой человѣкъ, — все еще на парѣ безъ прогоновъ ѣздитъ, говорятъ, и онъ тоже хорошее жалованье получаетъ. Извѣстно: человѣкъ образованный, интеллигентный; кажется, такъ ихъ называютъ? — „Ты, д. б., хочешь сказать о г-нѣ кондукторѣ путей сообщенія К.?” „Вотъ — вотъ —о немъ! Если онъ назначенъ смотрѣть за дорогами, за что и жалованье „приличное” получаетъ, такъ отчего бы ему, бродящему съ ружьемъ день-деньской по здѣшнимъ болотамъ, не заглянуть иногда на дорогу версты за 2, какъ ее мужики поправляютъ. Если бы заглянулъ этотъ г. кондукторъ путей сообщенія, да сказалъ мужикамъ свой „чинъ” („кондукторъ путей сообщенія!” и громко и красиво, не правда ли, батюшка?) да показалъ, какъ дороги чинить надо да приказалъ, да пригласилъ бы съ собой г. урядника”…

„Ахъ, оставь, пожалуйста! будетъ тебѣ фантазировать. Смотри, какъ ты увлекся своимъ проэктомъ: ты весь — почти комъ грязи, да и мнѣ успѣлъ забрызгать всю спину и даже шляпу. Пойми, наконецъ, что наши дороги — ничьи; до этихъ дорогъ нѣтъ никому дѣла: ни кондуктору этому, ни приставу съ урядникомъ, ни старшинѣ съ писаремъ, ни земскому начальниу. Никто изъ нихъ никогда по этимъ дорогамъ не путешествуютъ. Развѣ теперь, въ нашъ вѣк 20-й, кто-нибудь изъ власть у насъ имѣющихъ, получающій приличный годовой окладъ и мнящій себя интеллигентомъ, будетъ заниматься старою дорогою, – слуга покорный! нѣть, пріятель! нынѣшній интеллигентъ „новопутеецъ”, забылъ онъ старую дорогу, старый, но самый вѣрный и притомъ кратчайшiй путь. „Азъ есмь путь”, — сказалъ Спаситель нашъ. — и „никтоже можетъ пріити ко Отцу, токмо Мною”. Найдутся нынѣ „интелигенты” которые пожалуй, скажутъ, что Спаситель и Богомъ не былъ; говорятъ, что заповѣди евангелія – бремя тяжкое и неудобоносимое, что онѣ придуманы въ своихъ видахъ „жадными, лѣнивыми попами”, „съ сытымъ брюхомъ”, сидя въ удобномъ креслѣ, приводя на память евангельскiе тексты (вродѣ: ложъ — конь во спасенiе” вѣдь это же въ евангелiи сказано?!) нынѣшніе интеллигенты любятъ поболтать о бракѣ, о разводѣ, о свободѣ совѣсти, печати, — словомъ, строятъ проэкты, „новаго пути” въ царство небесное… Насколько эти „новые пути” ведутъ къ цѣли, мы увидимъ, когда пройдемъ по новой дорогѣ, надъ сооруженiемъ которой трудится нашъ интеллигентъ, а теперь, примемся за дѣло, ради котораго мы шли”.

Въ какомъ видѣ явились мы въ деревню, — предоставляю судить читателю.

 

Священникъ—путникъ Д. Крыловъ.


Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью!      

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *