Историческая дорога

Историческая дорога // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1903 год

Год описания: 1903


Источники
  • Историческая дорога // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1903 год. Петрозаводск, 1903. С. 289 – 297.

Для более удобной навигации по тексту, поиску ключевых слов, воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+F


С. 289

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОРОГА.*)

_______

 

Въ августѣ 1902 года исполнилось двѣсти лѣтъ, какъ Императоръ Петръ Великій впервые посѣтилъ Олонецкую губернію. Великое историческое значеніе имѣло это посѣщеніе. Петръ Великій слѣдовалъ отъ береговъ Бѣлаго моря съ войскомъ и двумя яхтами, чтобы отсюда сдѣлать неожиданное нападеніе на шведовъ и возвратить «неправильно похищенное дѣдовское наслѣдство», какъ онъ выражался. Отъ поморскаго (на берегу Бѣлаго моря) селенія Нюхчи до Повѣнца путь лежалъ чрезъ тундры, болота, лѣса и рѣки. Просѣка, по которой слѣдовалъ Петръ Великій, хотя заросла, но изрытые по пути камни и устланныя чрезъ болота жерди и бревна служатъ нѣмыми свидѣтелями исполинскаго похода, даровавшаго Петру побѣду надъ шведами.

Предпринимая такой походъ, Петръ Великій имѣлъ въ виду обмануть непріятеля, который бы не могъ предположить, что возможно осенью съ войскомъ и судами переправиться изъ Бѣлаго моря въ Ладожское озеро. Для плана Петра I важно было и то, чтобы повсемѣстно, заграницею, предполагали, что онъ въ Архангельскѣ и долго тамъ останется.

По поводу многотруднаго, чисто сказочнаго, плана этого, между прочимъ, приведемъ изъ собственноручнаго письма**) Петра интересныя свѣдѣнія: «Мы съ обѣими полками только вѣтру ожидаемъ, который получа, пойдемъ на морѣ до Нюхчи, и оттоль, переправимся сухимъ путемъ на Онегу озеро (только 120 верстъ), и изъ того озера Свирью въ Ладогу. Дай, дай, всемилостивый Боже, свое благословеніе милости своей ради! А время лучше стараго: Шведъ конечно французской стороны, за что голландцы и англичане зѣло негодуютъ, и конечно посылаютъ адмирала Шея съ 37 фрегатами въ Зундъ, также и Датской (флотъ). Сію вѣдомость привезъ голландскій конвоиръ. Караваны (эскадры) торговыхъ судовъ ранніе пришли. Англiйскихъ 35 торговыхъ (кораблей), 2 конвоира, одинъ 60, другой 36 пушечный; голландскихъ 51 торговыхъ, одинъ конвоиръ о 30 пушкахъ… мы сегодня пошли въ путь свой. Дай, Боже, счастіе».

С. 290

На тринадцати корабляхъ пустился Петръ изъ Архангельска въ море — не гостепріимное и мало знакомое въ той мѣстности, которую царь избралъ исходною точкою похода. Съ Петромъ была значительная свита***). Царевичъ*) Алексѣй Петровичъ также сопутствовалъ отцу. На суда посажены были въ Архангельскѣ четыре тысячи войска, а запасовъ заготовлено было столько, чтобы хватило ихъ на долгую безкормицу. Петръ зналъ, что идти придется по мѣстамъ малонаселеннымъ и трудно будетъ запасаться провіантомъ отъ окрестныхъ жителей. 10 августа 1702 г. флотъ бросилъ якорь у Соловковъ и Петръ рѣшилъ по видимому переждать здѣсь нѣсколько дней ради того, что онъ самъ еще не былъ

С. 291

увѣренъ въ совершенной безопасности высадки на материкъ, ибо Петръ опасался, что шведскій флотъ будетъ угрожать Архангельску и Поморью. Получивъ отъ посланнаго извѣстіе, что море свободно и опасности нѣтъ, въ самый день прибытія этого посланца, Петръ поспѣшилъ въ путь, отплывъ отъ Соловецкаго монастыря къ селенію Нюхчѣ. 16 августа десантъ уже высадился, суда были отправлены назадъ въ Архангельскъ, а при войскѣ остались всего лишь два фрегата. На берегу встрѣтило царя около 5000 народа, согнаннаго съ разныхъ ближнихъ мѣстъ для подмоги войску. Народъ этотъ состоялъ изъ крестьянъ Каргопольскихъ, Онежскихъ и Бѣлозерскихъ. Петръ не терялъ времени; тотчасъ же часть крестьянъ и солдатъ были посланы впередъ рубить просѣку, застилать срубленными деревьями тони и строить мосты на рѣкахъ и ручьяхъ, а остальнымъ приказано было вытащить изъ воды фрегаты и тащить ихъ то на каткахъ, то волокомъ по настланнымъ бревнамъ. По приготовляемой такимъ способомъ дорогѣ*), протяженіемъ въ

С. 292

160 верстъ, Петръ Великій успѣлъ провести войско и протащить 2 довольно большихъ фрегата. Къ каждому судну опредѣлено было по 100 лошадей съ подводчиками, по 100 человѣкъ пѣшихъ. Подобное перетаскиваніе судовъ Петръ Великій видѣлъ въ Голландіи и очень удачно примѣнилъ въ настоящемъ случаѣ. О такомъ событіи въ народѣ посейчасъ существуетъ масса всевозможныхъ преданій*). Самая дорога носить названіе «Осударевой дороги».

28 августа 1702 г. Петръ Великій прибылъ въ Повѣнецъ съ войскомъ и фрегатами, которые немедленно же спущены были въ Онежское озеро. Здѣсь же для посадки войска ожидали карбасы. Русскій флагъ весело развивался на этомъ внутреннемъ морѣ. Главное

С. 293

дѣло было сдѣлано, оставалось только разбить оплошавшихъ Шведовъ. Объ этомъ не переставалъ думать Великій Петръ. Изъ Повѣнца онъ писалъ своему союзнику Королю Польскому: «мы шли въ походѣ близь непріятельской границы обрѣтаемся и не чаемъ праздно быть». И дѣйствительно, Петръ не былъ празднымъ. 3 сентября онъ уже былъ на половинѣ рѣки Свири, 5-го на Александро Свирской пристани и затѣмъ, не дождавшись конца бури на Ладожскомъ озерѣ, отправился сухимъ путемъ въ г. Ладогу, гдѣ ожидала Петра военная дружина, заблаговременно подготовленная его сподвижниками. Сюда же на двухъ фрегатахъ и карбасахъ прибыло изъ Повѣнца войско. Отсюда Петръ немедленно предпринялъ давно задуманный военный походъ, увѣнчавшійся взятіемъ крѣпости Орѣшка (Шлиссельбурга) и завоевалъ прибрежья рѣки Невы, при устьяхъ которой онъ заложить новую столицу — Петербургъ. Такимъ образомъ, благодаря великому генію Императора Петра, Россія выглянула въ Европу.

Къ сожалѣнію, до сихъ поръ слѣдъ этой исторической дороги между Нюхчой и г. Повѣнцомъ остается неизслѣдованнымъ и неотмѣченнымъ знаками. Императоръ Александръ I въ 1821 г. имѣлъ намѣреніе лично обозрѣть эту достойную памяти дорогу. Для цѣлей Высочайшаго пріѣзда сдѣлано было мѣстными властями изслѣдованіе, въ какихъ мѣстахъ и какія именно потребуются сооруженія и во что обойдется приблизительная стоимость проведенія дороги. Обслѣдованіе производилось поверхностно, въ зимнее время, когда обыкновенно дороги покрыты бываютъ толстымъ слоемъ снѣга. Высочайшее путешествіе не состоялось, да оно едва ли осуществимо было, судя по затрудненіямъ, представляющимся въ этомъ дикомъ и пустынномъ мѣстѣ.

Отъ г. Повѣнца къ Сумскому Посаду часть историческаго пути захватываетъ почтовая дорога, построенная въ 1879 г. на средства Олонецкаго губернскаго земства. Въ 68 верстахъ этотъ трактъ пересѣкаетъ р. Выгъ и на томъ мѣстѣ, гдѣ Петръ I провелъ цѣлый день и ночевалъ (22—23 августа 1702 г.) устроено новое поселеніе и по Высочайшему повелѣнію названо «Петровскій Ямъ», гдѣ открыта почтовая станція и нѣкоторое время находилось волостное правленіе Петровско-ямской волости, переименованной изъ бывшей Выгозерской.

Крестьяне Выгозерской (нынѣ Петровско-ямской) волости на мѣстѣ бывшаго «яма» уже съ давняго времени поставили крестъ

С. 294

въ память того, что здѣсь (какъ выразились они въ приговорѣ сельскаго схода) «отдыхалъ батюшка-Царь Петръ Алексѣевичъ, первый проложившій дорогу отъ Бѣлаго моря къ озеру Онегу». Съ проведеніемъ Повѣнецко-Сумской почтовой дороги черезъ рѣку Выгъ, Выгозерскіе крестьяне заявили желаніе соорудить въ новомъ поселеніи часовню во имя апостола Петра, въ память отдыха Петра Великаго, и первые сдѣлали денежное пожертвованіе. По приглашенію бывшаго тогда губернатора тайнаго совѣтника Г. Г. Григорьева, въ помощь крестьянамъ явились извѣстные благотворители Олонецкаго края, вскорѣ сумма пожертвованій, собранныхъ губернаторомъ, достигла 2489 руб. Въ этихъ пожертвованіяхъ соизволили принять участіе Ихъ Императорскія Высочества Великіе Князья Алексѣй, Сергій и Павелъ Александровичи, Константинъ и Дмитрій Константиновичи. Проектъ на постройку этого молитвеннаго памятника, составленный въ 1879 году профессоромъ архитектуры д. с. с. Штромомъ, былъ повергнутъ бывшимъ министромъ внутреннихъ дѣлъ, статсъ-секретаремъ Маковымъ, на Высочайшее воззрѣніе въ Бозѣ почившаго Государя Императора Александра Николаевича и удостоился утвержденія Его Императорскаго Величества, въ 10 день августа того же года. Въ составленіи проекта дѣятельное участіе принималъ графъ Н. П. Игнатьевъ. Часовня въ русско-византійскомъ стилѣ, какъ разъ отвѣчаетъ взглядамъ мѣстнаго населенія, живущаго по близости извѣстныхъ въ свое время раскольническихъ монастырей Данилова и Лексы. Олонецкое губернское земское собраніе, въ которое были переданы начальникомъ губерніи собранныя имъ пожертвованія, въ виду Всемилостивѣйшаго вниманія къ патріотической мысли о сооруженiи Петровской часовни, приняло на себя постройку и ассигновало изъ своихъ средствъ на строительныя работы 1500 р. и на написаніе иконъ 500 руб.

Закладка Петровской часовни была 30 мая 1880 года въ годовщину рожденія Императора Петра Великаго, а освящена часовня въ 1881 году. Въ настоящее время часовня преобразована въ церковь. Утварь и все необходимое пріобрѣтено на средства губернскаго земства. Приспособленiе часовни въ церковь состоялось какъ разъ въ двухсотлѣтнюю годовщину историческаго похода Петра Великаго. Внѣшній видъ часовни, съ преобразованіемъ въ церковь, нисколько не измѣнился.

Въ Повѣнцѣ еще сохранились слѣды пребыванія Великаго преобразователя Россіи, Императора Петра Великаго. Остатки чугунно-плавильной

С. 295

печи Петровскаго завода*) еще посейчасъ видны за рѣкою Повѣнчанкою, на лѣвомъ ея берегу. Невысокія развалины обнесены заборчикомъ, поросли зеленью, и шумливая Повѣнчанка, бѣгущая подлѣ, нарушаетъ ихъ вѣчное молчаніе своею вѣчною говорливостью.

Для Великаго Петра поговорка: «Повѣнецъ — міру конецъ», конечно не существовала, потому что онъ побывалъ на сѣверѣ далеко за этимъ концомъ, да и прибылъ сюда отъ сѣвера неизвѣданною дорогою и неслыханнымъ сказочнымъ способомъ.

Между жителями Повѣнецкаго края до сихъ поръ сохранилось такое преданіе: Петръ Великій, отправившись изъ Повѣнца въ августѣ мѣсяцѣ 1702 г., на яхтахъ по озеру Онего, при погодѣ благопріятной, былъ задержанъ подувшимъ вдругъ встрѣчнымъ вѣтромъ, въ полуверстѣ отъ города, у небольшого острова. «Вѣрно Повѣнецкій Петръ сильнѣе Московскаго» сказалъ Государь и, вернувшись въ Повѣнецъ, отслужилъ въ Петропавловскомъ храмѣ**) молебенъ; послѣ чего вѣтеръ перемѣнился и Царь пошелъ по озеру благополучно. Съ того времени островъ названъ «Воротнимъ» т. е. поворотнымъ. Повѣнецкое городское общество воздвигло на этомъ островѣ часовню во имя св. апостоловъ Петра и Павла и св. Александра Невскаго.

Связанную съ походомъ Петра, историческую извѣстность получило еще другое мѣсто — нынѣшнее Лодейное-Поле. Слѣдуя рѣкою Свирью, Петръ восхищенъ былъ изобиліемъ и богатствомъ первобытныхъ лѣсовъ, близъ деревни Мокршвицы, въ нынѣшнемъ Лодейномъ-Полѣ. Жители Мокршвицы занимались тогда строеніемъ ладей. Эту мѣстность Монархъ избралъ для устройства корабельной верфи. Въ 1702 и 1703 г. г. Олончанамъ приказано было выслать туда плотниковъ и работниковъ для заготовки лѣсовъ на корабли и разныя строенія: церковь, мастерскія, чертежныя, кузницы, смольни, казенные провіантскіе амбары, копатно-прядильный дворъ, помѣщеніе для мастеровыхъ, лазаретъ и приказную избу. Сюда же началъ собираться разный болѣе или менѣе привиллегированный и рабочiй людъ. Первые русскіе корабли (галеры), появившіеся въ

С. 296

Балтійскомъ морѣ подъ Императорскимъ флагомъ, были построены въ 1703 г. олончанами на новой Олонецкой верфи. Петръ самъ наблюдалъ за строеніемъ галеръ, которыя были выведены въ Неву и способствовали завоеванiю у шведовъ Балтійскаго прибрежья. Корабельная верфь существовала до 1830 года; но постройка на ней судовъ то прекращалась, то возобновлялась нѣсколько разъ, смотря по нуждамъ морскаго вѣдомства. Въ послѣдній разъ верфь оставалась безъ дѣйствія съ начала девятнадцатаго столѣтія до 1816 года, въ которомъ была возобновлена для постройки морскихъ маломѣрныхъ судовъ, изъ коихъ нѣкоторыя участвовали въ плаваніи ученыхъ экспедицій къ южному и сѣверному полюсамъ, подъ начальствомъ Белинсгаузена и Васильева. Окончательно верфь закрыта въ 1830 году; принадлежащія верфи строенія отданы подъ помѣщеніе открытаго въ это время правленія балтiйскаго округа корабельныхъ лѣсовъ, которое упразднено съ 1860 года; затѣмъ эти зданія принадлежали городскому обществу, но въ послѣднее время прiобрѣтены земствомъ и перестроены подъ зданіе больницы.

Императрица Екатерина II, Высочайшимъ указомъ 16-го мая 1785 года, повелѣла: «при Олонецкой казенной верфи учредить уѣздный городъ Олонецкаго намѣстничества, наименовавъ его Лодейнымъ-Полемъ», которому данъ гербъ, представляющій въ голубомъ полѣ оснащенный корабль съ Императорскимъ штандартомъ. При упраздненіи Олонецкой губерніи, въ 1796 году, городъ Лодейное-Поле, подъ именемъ заштатнаго, былъ причисленъ къ Новгородской губерніи, а въ 1802 году вновь получилъ названіе уѣзднаго города возобновленной Императоромъ Александромъ I Олонецкой губерніи. При Петрѣ Великомъ, который нерѣдко посѣщалъ верфь для личнаго наблюдения за кораблестроеніемъ, здѣсь былъ построенъ царскій дворецъ; на мѣстѣ этого дворца въ 1832 г., усердіемъ купца Софронова, воздвигнутъ чугунный памятникъ, представляющій пирамиду, увѣнчанную двухглавымъ орломъ, съ надписью: «Да знаменуетъ слѣды Великаго сей скромный простымъ усердіемъ воздвигнутый памятнякъ». Памятнякъ стоитъ у выдѣляющагося красивой архитектурою Петропавловскаго собора, построеннаго въ 1831 г., на томъ мѣстѣ, гдѣ при Петрѣ была построена деревянная церковь.

Существуетъ преданіе изъ жизни предка нѣкоего Софронова, бывшаго современника Петра Великаго: «Софроновъ, во время устройства Ладожскаго (Петровскаго) канала, велъ по близости питейную торговлю. Петръ Великій, находясь при работахъ, нерѣдко посѣщалъ Софроныча, какъ обыкновенно называлъ его. Разъ

С. 297

Государь пришелъ скучный, не въ духѣ. Софронычъ спросилъ Царя о причинѣ грусти, и когда узналъ, что это происходитъ отъ недостатка денегъ на постройку канала, то осмѣлился дать такой совѣтъ: завести на каналѣ продажу вина отъ казны и, производя разсчетъ рабочихъ еженедѣльно по субботамъ, выручку въ питейныхъ заведеніяхъ отбирать по понедѣльникамъ. Петръ, сказываютъ, этотъ совѣтъ принялъ и однѣ и тѣ-же деньги обращались въ казну и изъ казны въ теченіи каждой недѣли.

_________

*) Подробное обслѣдованіе этой дороги см. ст. „Осударева дорога“ В. П. Мегорскаго. Губ. Вѣд. 1902—1903 г. и отдѣльные оттиски.

**) Письмо послано изъ Архангельска, помѣчено 5 января, но по смыслу его слѣдуетъ заключить, что оно писалось нѣсколько дней.

***) Въ свитѣ Императора были: князь Андрей Ивановичъ Голицынъ, князь Михайло Григорьевичъ Ромодановскій, князь Борисъ Ивановичъ Прозоровской, Ѳедоръ Алексѣевичъ Головинъ, ближней постельничей Гавріилъ Ивановичъ Головкинъ, Думной дворянинъ и печатникъ и Его Государевъ учитель Никита Моисеевичъ Зотовъ. Ближніе стольники: князь Юрій Юревичъ Трубецкой, Кирилло Алексѣевичъ Нарышкинъ, князь Юрій Ѳедоровичъ Шаховской, Иванъ Давыдовъ Щепотевъ, пpи немъ же благочестивомъ Государѣ былъ Резидентъ польскій (Кенигсекъ).

*) Въ свитѣ царевича были: Алексѣй Ивановичъ (фамилія не приведена), Василій Григорьевичъ Нарышкинъ, ближній человѣкъ Александръ Даниловичъ Меншиковъ, карликъ Ермолай Ивановъ. Учитель Его благороднаго царевича Никифоръ Кондратовъ, сынъ Кондратовъ, Духовнаго чину: благовѣщенскій протопопъ, что у Его Великаго Государя на сѣеняхъ, Іоаннъ Лаврентьевичъ Побарскій, Священникъ отъ Петра и Павла, что у хоромъ Великаго Государя, Иванъ Хрисанѳіевъ, да дьяки пѣвчіе: Степанъ Ивановъ сынъ Бѣлой, Андрей Нижегородецъ и прочіе. Походные ближніе люди: Окольничій князь Михайло Ѳедоровичъ Жировой Засѣкинъ, Тимофей Ивановичъ Чеглоковъ, князь Борисъ Ивановичъ Кольцовъ Масальскій, Иванъ Ивановичъ Исленьевъ, думной дворянинъ Григорій Ивановичъ Немировъ, стольники: князь Василiй Ѳедоровичъ Македонскіи, Иванъ Ивановичъ Булгаковъ, Никита Максимовичъ Телегинъ, Матвѣй Васильевичъ Колычевъ. На корабляхъ ближніе люди и чины имъ даны начальные: князь Михайло Михаиловичъ и князь Алексій Борисовичъ Голицыны, князь Борисъ Мих. Черкасской, князь Алексій Петровичъ Хованскій, Василій Ѳедоровичъ Салтыковъ, князь Иванъ Ивановичъ Троекуровъ, князь Семенъ Никитичъ Урусовъ, князь Петръ Михаиловичъ, князь Юрій, да князь Василій, Володимеровичи Долгорукіе, Иванъ Алексѣевичъ Головинъ, Василій Ивановичъ Чаадаевъ, Иванъ Алексѣевичъ Ржевской, князь Ѳедоръ Ивановичъ Дашковъ, князь Ѳедоръ Ѳедоровичъ Барятинскій, Василій Дмитріевичъ Корчминъ, дьякъ дворцовой Иванъ Ѳедоровичъ Леоновъ, переводчикъ Петръ Павловъ Шафировъ.

„И всякаго чина, кромѣ начальныхъ людей съ лишкомъ бысть четыре тысячи человѣкъ“. (Новиковъ 91—92).

*) О прибытiи Петра въ Архангельскъ и его шествiи съ войскомъ и двумя судами изъ Онежскаго залива въ Онежское озеро имѣются свѣдѣнiя въ Двинскихъ церковныхъ лѣтописяхъ, собранныхъ и напечатанныхъ Новиковымъ. Подробности объ этомъ пути слѣдующiя:

Августа 6 день (по Юрналу 1702 г. во вторникъ 5-го августа „отъ города пошли на море“), т. е. въ четвертокъ, изволилъ Великiй Государь и съ Благороднымъ царевичемъ итти отъ города Архангельска съ полками на корабляхъ въ море, въ походъ на трехнадесяти корабляхъ съ Боляры и ближними своими полковными и начальными и съ воинствомъ своимъ….

10 августа Петръ прибылъ въ Соловецкую обитель:

Прiѣхавъ въ понедѣльникъ того вечера съ корабля, въ шнякѣ благоволилъ съ ближними шествовать въ монастырь.

Пребыванiе въ монастырѣ опускаемъ.

За утра 16 числа…. 1 часа дня Великаго Государя на кораблѣ изъ одной пушки, указанной выстрѣлъ былъ, и послѣ выстрѣла на всѣхъ корабляхъ, побравъ изъ моря якори и распустивъ паруса пособнымъ вѣтромъ пошли мимо Заяцкой островъ къ новопостроенному навзморьи у Вардегоры корабельному пристанищу. Сегодня для вечера помощью Бога Всемогущаго Великiй Государь кораблями своими всѣми въ новопостроенное пристанище.., стройнѣ по благополучномъ путешествiи пришествовалъ… со всѣмъ своимъ Христолюбивымъ воинствомъ, Богомъ хранимъ въ добромъ здравiи.

Сего-жъ августа 17 дня…. убравшеся съ кораблей Великiй Государь благоизволилъ путешествовать со всѣмъ воинствомъ своимъ конскимъ путемъ чрезъ Нюхоцкую волость новопостроенною дорогою къ Онегѣ озеру на Повѣнецкiй погостъ лѣсами, мхами и болотами разстоянiемъ отъ Нюхоцкой пристани сто шестьдесять верстъ, гдѣ мосты дѣланы и для той работы были крестьяне Соловецкаго монастыря, Сумскаго острога, Кѣмскаго города, всѣ съ лошадьми и лошади были подъ фурманами; а люди тянули двѣ яхты на себѣ отъ взморья до Повенецкой <Так в подлиннике. Возможно, это опечатка и нужно: Повѣнецкой – ред.> пристани. Съ Повенецкой <Так в подлиннике. Возможно, это опечатка и нужно: Повѣнецкой – ред.> же пристани Великiй Государь шествовалъ на судахъ озеромъ Онегою въ предѣлы Великаго Новгорода и оттуда прiиде съ воинствомъ своимъ на градъ Орѣшекъ, нынѣ переименованный Шлюсельбургъ, и Божiю помощью и Его Великаго Государя, щастiемъ, градъ той взять и побѣда бысть преславная.

Новопостроенная же показанная дорога отъ Соловецкаго монастыря на Повенецкiй <Так в подлиннике. Возможно, это опечатка и нужно: Повѣнецкiй – ред.> погостъ была слѣдующими мѣстами:

Съ Соловецкаго монастыря до Нюхоцкой волости чрезъ море разстоянiемъ 160 верстъ.

Отъ Нюхоцкой волости до Пулозера лѣсомъ и мхами 40 верстъ.

Отъ Пулозера Олонецкаго уѣзда, Выгозерскаго погоста до Вожмосалмы лѣсами-жъ и болотами 40 верстъ.

Чрезъ Вожмосалму былъ живой мостъ въ длину 60 саженъ.

Отъ Вожмосалмы до Выги рѣки лѣсомъ-же 15 верстъ.

Чрезъ Выгу рѣку живой мостъ въ длину былъ 120 саженъ.

Отъ Выги рѣки до деревни Телеки, гдѣ были Алексiевскiе заводы лѣсомъ же 25 верстъ.

Отъ Телеки до Повѣнца лѣсами жъ и болотами 40 верстъ.

Тутъ же имѣются четыре рѣки, чрезъ которыя были дѣланы мосты на клѣткахъ.

Итого до Повѣнца отъ Нюхоцкой волости чрезъ показанные мѣста 160 верстъ и вся дорога была мостовая. А нынѣ новая дорога за давностью времени вся запустѣла и лѣсомъ проросла, и мосты всѣ огнили, понеже ѣздоковъ чрезъ то мѣсто никого и никогда не бываетъ, и не то что лѣтомъ, но и зимою не ѣздятъ и дороги никакой не имѣется.

*) См. Олонец. Сб. вып. II и III, Майновъ: „Поѣздка въ Обонежье и Корелу“ и Олон. Губ. Вѣд. по указателю.

*) Заводъ былъ заложенъ въ 1702 г., дѣйствiе его открывалось въ 1703 г. т. е. въ одинъ годъ съ Петровскимъ заводомъ на р. Лососинкѣ (въ нынѣшнемъ Петрозаводскѣ).

**) Храмъ во имя св. апостоловъ Петра и Павла построенъ въ 1600 г. при Борисѣ Годуновѣ. Въ 1761 г. храмъ перестроенъ, но алтарь и предалтарье остались въ прежнемъ видѣ. Въ 1897 г. храмъ вновь перестроенъ но безъ измѣненiя плана.


Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *