Путеводитель по северу России

Путеводитель по Северу России: (Архангельск. Белое море. Соловецкий монастырь. Мурманский берег. Новая земля. Печора) / Сост. Д. Н. Островский. 

Год описания: 1898


Источники
  • Путеводитель по Северу России: (Архангельск. Белое море. Соловецкий монастырь. Мурманский берег. Новая земля. Печора) / Сост. Д. Н. Островский. — СПб.: Тип. А. Бенке, 1898. — 146 с., карт.
  • Фотокопии страниц на сайте Электронной библиотеки Республики Карелия

Обложка


Титульный лист


С. 1.

  1. Пути на сѣверъ.

А. Изъ С.-Петербурга.

а)         По р. Невѣ, Ладожскому озеру, р. Свири и Онежскому озеру на Повѣнець и посадъ Суму на Бѣломъ морѣ.

См. Карту впереди книги.

Четыре большихъ и очень удобныхъ пассажирскихъ парохода Петербурго-Петрозаводскаго и Петербурго-Волжскаго Пароходства (Олонецъ, Кивачъ, Нева и Свирь) три раза въ. недѣлю*) въ. 11 час. утра отходятъ изъ С.-Петербурга въ Петрозаводскъ отъ своихъ пристаней, находящихся па р. Невѣ нѣсколько выше Литейнаго моста близъ Воскресенскаго проспекта. Плата отъ С.-Петербурга до Повѣнца:

Отъ С.-Петербурга до Вознесенья:

I кл…..9 р. 60 к.

II ,,……7 ,, 10 ,,

III ,,…..4 ,,

Отъ Вознесенья до Повѣнца:

I кл…… 6 р. 25 к.

II ,,…… 4 ,, 25 ,,

Мнновавъ Смольный монастырь, Александро-Невскую лавру, фабрики, заводы и подгородныя дачи, пароходъ проходитъ мимо лежащихъ одно противъ другого селеній: на правомъ берегу нѣмецкой Саратовской колоніи и на лѣвомъ селенія Рыбацкаго. Затѣмъ минуетъ замѣчательные но своему краси­вому мѣстоположепію Островки и проходитъ невскіе пороги. Въ 15-ти верстахъ отъ Шлиссельбурга путникъ видитъ, такъ называемые, Пески — мѣсто нагрузки барокъ-песчанокъ пес- комъ для Петербурга, затѣмъ на лѣвомъ берегу въ 12-ти верстахъ отъ Шлиссельбурга знаменитыя Три Красныя Сосны, съ небольшимъ подъ ними памятникомъ на томъ мѣстѣ, гдѣ Петръ Великій нровелъ послѣднюю ночь передъ взятіемъ Ніеншандца (шведской крѣпости, стоявшей при впаденіи въ Неву рѣчки Охты) и слѣдовательно передъ основаніемъ С.-Петербурга.

[1] Росписанія пароходныхъ рейсовъ вообще мѣняются каждую навигацiю и потому передъ отъѣздомъ мы совѣтуемъ всегда справляться въ пароходной конторѣ. Это замѣчаніе относится ко всѣмъ пароходнымъ рейсамъ, упоминаемымъ въ «Путеводителѣ».

С. 2.

Черезъ четыре часа по отходѣ изъ С.-Петербурга пароходъ останавливается у пристани г. Шлиссельбурга, лежащаго въ 60-ти верстахъ отъ столицы па лѣвомъ берегу Невы. Отсюда идетъ къ Новой Ладогѣ на протяженіе 104-хъ верстъ обходный Ладожскій каналъ, заложенный въ 1713 г. и окон­ченный въ 1732 г. У входа въ каналъ часовня съ древнею иконою Казанской Божіей Матери. На Екатерининскомъ островѣ обширная Шлиссельбургская Мануфактура Губбартъ и К0, выдѣлывающая ситцу, каленкору и платковъ па 3.000,000 руб. въ годъ. Въ соборѣ покоится прахъ князя Д. М. Голи­цына, брата того знаменитаго фельдмаршала, непоколебимой энергіи котораго въ рѣшительную минуту мы обязаны взятіемъ Шлиссельбурга. Во время страшнаго кровопролитнаго приступа Петръ послалъ приказаніе Голицыну прекратить бой. „Скажи Государю», — отвѣчалъ князь послапному,—„что я теперь не его, а Божій слуга!»

Съ пароходной пристани уже видпа поверхность Ладожскаго озера и расположенная при самомъ истокѣ Невы па небольшомъ островкѣ Шлиссельбургская крѣпость, основанная въ пачалѣ XIV вѣка новгородцами подъ именемъ Орѣшка, взятая въ 1611 г. шведами и переименованная ими въ Нотебургъ и отнятая у нихъ обратно Петромъ 1702 г.

Въ 4 час. дня нароходъ, минуя крѣпость, стоящія на рейдѣ суда, брандвахту и Кошкинъ маякъ, входитъ въ Ладожское озеро, древнее Нево, самое большое изъ всѣхъ озеръ Европы, занимающее площадь въ 15,922 кв. версты. Глубина его въ сѣверной части достигает 122 саж., въ южной, на пути отъ Шлиссельбурга къ Свири, 10—30 саж. Во время пути сь паро­хода виднѣются вдали южные берега озера, поросшіе лѣсомъ съ расположенными на нихъ селеніями. Опредѣленіемъ пути служатъ маяки Кощкинъ и мысы Песоцкій и Морвенскій, церкви въ сел. Лигово и Дубно; затѣмъ маяки Сухо, Торпачекъ и Сторожевскій, пройдя который, пароходъ входитъ въ Свирскій заливъ и въ 12 час. ночи останав­ливается въ устьѣ р. Свири у селенія Сермакс отстоящемъ отъ Шлиссельбурга по прямому пути въ 124-хъ верстахъ.

Путь по р. Свири въ высшей степени интересенъ, благо­даря оживленному судоходству по этой рѣкѣ и ея чрезвы­чайно живописнымъ берегамъ. Протяженіе рѣки 185верстъ. Теченіе быстрое и порожистое. Круто извиваясь, рѣка бѣжитъ мимо густо населенныхъ деревень, возвышенныхъ зеленыхъ луговъ, изрѣдка мимо засѣяпныхъ хлѣбомъ полей и, ближе къ истоку, среди однообразныхъ лѣсныхъ болотъ. Главные пороги: Сиговецъ, Медвежъя голова и Вайгачъ камень лежатъ на половинѣ пути между сел. Ровское и Подпорожье.

Около 4-хъ час. утра пароходъ подходит къ пристани мо-

С. 3.

настыря Александра Свирскаго, отстоящаго въ 6-ти верстахъ, и затѣмъ къ Лодейному Полю. Далѣе онъ останавливается у слѣдующихъ присвирскихъ селеній: Важины, Подпорожье, Мятусово, Острѣшни, Гакъ-ручей. Въ Мятусовѣ, на островѣ, въ бывшей Яблонской пустынѣ, находилось нѣкоторое время на пути въ Соловки тѣло скончавшагося въ Новгородѣ пр. Германа, сподвижника Савватія и Зосимы, соловецкихъ чудотворцевъ. Около 7 час. вечера пароходъ подходить къ лежащему на лѣвомъ берегу рѣки при истокѣ Свири изъ, Онежскаго озера селенію «Намойные Пески» извѣстному болѣе подъ именемъ Вознесенья, общимъ для селеній обоихъ берегов. Селеніе расположено въ низменной мѣстности при устьѣ Онежскаго обводнаго канала, принадлежитъ Лодейнопольскому уѣзду и во время навигаціи представляетъ любопытную картину оживленія. На Вознесенской пристани грузится и перегружается до 600 судовъ, и до 500 лѣсныхъ гонокъ на сумму свыше 500,000 руб. Съ Онежскаго озера и ст. Маріинской системы проходить внизъ но Свири безъ перегрузки въ Вознесеньѣ до 3,800 судовъ и до 300 лѣсныхъ гонокъ и плотовъ па сумму свыше 30 милліоновъ руб. Населеніе Вознесенья лѣтомъ доходитъ до 3,000 душъ. Домовъ считается болѣе 130. Здѣсь имеется почтово-телеграфная контора, спасательная станція, мореходный классъ. Во время остановки парохода любопытно осмотрѣть: стоящій при нстокѣ канала памятникъ, самый каналъ, движеніе судовъ по немъ и ходящій но каналу изъ Вознесенья въ Вытёгру и обратно особаго типа пароходъ Петербурго-Волжскаго пароходства.

Поъздка по каналу. Пароходъ отходить изъ Вознесенья три раза нъ недѣлю въ 10 часовъ утра и приходить въ Вытегру въ 7 часовъ вечера, а до шлюза св. Андрея три раза въ недѣлю, по средамъ, пятницамъ и воскресеньямъ, въ 10 час. вечера оть Вознесенья. Тамъ пересадка на пароходъ З.И. Балдина до Бѣлозерска мимо Анненскаго моста. Это продолжительное плаваніе по каналу вознаграждается видомъ оживленнаго судоходства по нашей знаменитой Маріинской системѣ, названной такъ въ честь супруги Императора Павла, Императрицы Маріи Ѳеодоровны, ссужавшей изъ сохранной казны С.-Петербургскаго воспитательнаго дома на скорейшее построеніе канала по 400,000 руб. ежегодно и вообще чрезвычайно сочувственно относившейся къ этой постройкѣ. Изъ Вытегры къ Вознесенью пароходы отходятъ по каналу около 9 час. утра ежедневно; приходягь въ Вознесенье по тѣмъ же днямъ въ 7 час. вечера, къ пароходамъ, идуіщимъ въ С.-Петербургъ.

На противоположномъ правомъ берегу р. Свири pасположенъ Вознесенскіи погостъ на мѣстѣ упраздненнаго въ 1764 г. Вознесенскаго монастыря. Это селеніе принадлежитъ уже къ Петрозаводскому уѣзду.

Изъ Вознесенья путнику видна уже широкая гладь Онежскаго озера, съ стоящими на рейдѣ судами. Это озеро послѣ Ладожскаго самый обширный прѣсный водоемъ Европейской Россіи. Площадь его занимаетъ 8,568 кв. верстъ. Наибольшая длина 220 в., ширина около 90 в. Оно возвышается надъ уровнемъ Бѣлаго моря на 276 фут., надъ уровнемъ

С. 4.

Балтійскаго — на 240 фут. и принадлежитъ къ разряду высокихъ альпійскнхъ озеръ. Озеро рѣзко дѣлится на двѣ части, сѣверную, изрѣзанную длинными заливами и усѣянную островами, и южную съ совершенно открытою водною площадью. Берега поросли строевымъ лѣсомъ, гористы и потому видны во все плаваніе. Обонежье въ глубокой древности было заселено Чудью, Лопью, Самоядью и Корелою, племенами, отступившими къ сѣверу передъ натискомъ новгородцевъ въ IX вѣкѣ. Берега Онеж- скаго озера были свидѣтелями подвиговъ пустынножительства Пахомія Кенскаго, Корнилія Палеостровскаго, Лазаря Муромскаго, Никодима Кожеезерскаго. На озерѣ три древніе монастыря: Муромскiй, Полеостровскій и Климецкій. Берега озера славятся каменоломнями, изъ которыхъ извѣстны шокшинскій порфиръ, послужившій между прочимъ матеріаломъ для гробницы Наполеона I въ Парижѣ, и соломенскій камень въ 7-ми верстахъ отъ Петрозаводска, бравшійся для украшанія Исаакіевскаго собора въ С.-Петербургѣ. Рыболовство на озерѣ весьма значительно.

Около часу почи, два раза въ недѣлю, по понедѣльникамъ и средамъ, пароходъ отходить изъ Вознесенья и прибываетъ въ Петрозаводскъ около 8 час. утра и оттуда идетъ въ Повѣнецъ. По понедѣльникамъ изъ Вознесенья отходить въ 11 час. ночи въ Повѣнецъ черезъ Пудожъ пароходъ С.-Петербурго-Волжскаго пароходнаго общества. Пароходъ пересѣкаетъ озеро и къ 8-ми час. утра входитъ въ устье р. Водлы къ деревнѣ Подпорожье, отстоящей въ 11-ти верстахъ отъ г. Пудожа. Отсюда пароходъ идетъ въ Повенецкую губу. Путь принимаетъ все болѣе и болѣе общій видъ финляндскнхъ шхеръ: невысокіе куполообразные, поросшіе сосновымъ лѣсомъ острова все болѣе и болѣе окружаютъ пароходъ. Пройдя селеніе Кузаранда съ типичной для сѣвера архи­тектурой небольшой деревянной церкви, пароходъ останавли­вается у древняго, основаннаго въ XII вѣкѣ Корнеліемъ Палеостровскимъ, мужского заштатнаго монастыря, въ которомъ въ концѣ ХVII вѣка разыгралась страшная драма самосожженія изувѣровъ раскольниковъ. Изъ-за сосенъ мелькаютъ зданія монастыря. Видъ суровый, но красивый. За островомъ, на которомъ стоить монастырь, горизонтъ расширяется. Вдали открывается веселый зеленый берегъ, на которомъ раскинулось село Толвуи. Здѣсь въ Вгоръеоскомъ погостѣ въ домѣ священника Ключарева жила въ заточеніи мать Михаила Ѳеодоровича инокиня Марѳа Ивановна. За Толвуями селеніе Шуньга. Съ парохода оно не видно, но, пользуясь остановкой, легко пройти къ нему по дорогѣ съ версту и ознакомиться съ этимъ нптереснымъ и важнымъ для сѣвера пунктомъ.

<…>


Отчетная карта северной России


Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *