О лютеранской кирке

Е. Е. Князева, Г. Ф. Соловьева Метрические книги как источник по истории лютеранского населения Олонецкой губернии, сер. XIX – нач. XX вв.

Приводится часть статьи.

Год описания: 1890-е

Источники

Е. Е. Князева к.и.н., гл. специалист РГИА

Г. Ф. Соловьева к.и.н., гл. специалист РГИА

 

Метрические книги как источник по истории лютеранского населения Олонецкой губернии, сер. XIX – нач. XX вв.*

 

Лютеране появились на территории Олонецкой Карелии в XVIII веке. Как правило, это были немцы, работавшие в горной промышленности, или военные. Некоторое время в непосредственной близости от Петровских заводов, в районе немецкого кладбища, существовала и небольшая деревянная лютеранская церковь, построенная, вероятно в первой половине столетия. Известно, что в 1780-е гг. в ней совершалась служба для приглашенных в Петрозаводск иностранцев. В 1791– 1794 гг. в Петрозаводске служил пастор Г.-М. Фенандер.

С 1830-х гг. численность лютеран в Олонецкой губернии стала заметно увеличиваться за счет переселения на ее территорию финнов. Неурожаи, поразившие Великое княжество Финляндское в 1830–1860-е гг., вызвали разорение и голод населения его восточных областей, кроме того, с середины XIX века в княжестве стало нарастать аграрное перенаселение; напротив, соседняя Финляндии территория Олонецкой губернии в то время располагала широкими возможностями для заработка. Первоначально финны останавливались в Олонце и его окрестностях. В дальнейшем миграция вновь прибывавшего финского населения направлялась в основном в сторону промышленных центров, отдавая предпочтение южным и западным уездам: Петрозаводскому, Олонецкому, Вытегорскому, Лодейнопольскому.

Первые документы, свидетельствующие о начале деятельности по организации лютеранского прихода в Олонецкой губернии, относятся к 1830 г. Евангелический епископ Сигнеус обратился к финляндскому генерал-губернатору с просьбой «об откомандировании по крайней мере раз в год одного из живущих поблизости границы Олонецкой губернии пастора, для исправления на финском языке духовных треб переселившимся в значительном числе из Карелии и северного Саволакса в разные места Олонецкой губернии финнам, которые по незнанию нынешним пастором финского языка», не имеют возможности «на природном своем языке исполнять священные обряды исповедуемой ими лютеранской религии, так что не только умирают без покаяния, но и не приобщаются уже несколько времени Святых Тайн»1. Дело в том, что первоначально лютеране Олонецкой губернии не имели собственного пастора, а находились под духовным попечительством новгородских дивизионных проповедников, немцев по национальности, основной паствой которых были латыши и эсты. Кроме того, вследствие отдаленности Олонецкой губернии от Новгорода и дисперсного характера расселения финнов, визиты пасторов были очень редкими и малоэффективными с точки зрения нужд прихожан. С конца 1840-х гг. финнов-лютеран изредка посещал служащий Выборгской губернии пастор Давид Сирелиус. Он исполнял эту обязанности безвозмездно до 1859 г., когда финляндский Сенат определил ежегодно выделять из доходов княжества 500 рублей для духовного окормления финнов-лютеран в Олонецкой губернии пасторами из Финляндии2.

1861 г. было получено разрешение министра внутренних дел на открытие г. Олонце лютеранского молитвенного дома, а в 1863 г. для финнов и немцев-лютеран был учрежден самостоятельный приход с особым проповедником, причем субсидия из финляндских государственных доходов была повышена до 700 рублей, а позднее до 940 руб. Первым пастором самостоятельного прихода стал И.-А. Тенген (1863–1868 гг.). Сначала место проповедника находилось в Олонце, а с 1865 г. центром Олонецкого евангелическо-лютеранского прихода и местом постоянного пребывания пастора стал Петрозаводск. Первоначально богослужения совершались во временном помещении. В 1871–1873 гг. была построена и освящена небольшая деревянная церковь. Кроме главной приходской церкви имелись молитвенные дома в Олонце, Вытегре (1886 г.) и Вознесенье (1890-е гг.).

По данным Петербургской лютеранской консистории, в 1905 г. приход Олонец насчитывал 2933 человек, из них 2819 финнов, 107 немцев и 7 эстонцев. Это число распределялось на следующие местности: г. Петрозаводск с прилегающими финскими деревнями – 562; Вытегра с прилегающими деревнями и фабриками – 548; Олонец и 18 прилегающих деревень – 383; Повенец – 6, Пудож – 7, Лодейное Поле и прилегающие деревни – 138; село Вознесенье и прилегающие деревни – 244; деревня Великая Губа с восемью прилегающими деревнями – 54; Тивдия с шестью другими деревнями – 59; Шала и четыре деревни – 65; Сермакс (Сермаксы) и пять деревень – 26; Мятусово и четыре деревни – 71; Вашины – 215; Острошина – 65 и Ладва – 34, а также фабричная местность Курдюг – 258; Шола – 61, Удельное – 19, Тулмозеро – 31 и Видлицы – 89. Пастор, которого избирала община и утверждал губернатор, проповедовал каждое воскресенье (если он не совершал служебную поездку) в Петрозаводске на немецком и финском языках, два раза в год на эстонском и один раз на русском языках. В Вытегре и Вознесенье он проповедовал по три раза, в Олонце, Лодейном Поле, Сермаксах, Мятусове, Курдюге, Тулмозере и Видлицах по два раза, во всех остальных вышеуказанных населенных пунктах один раз в год. Везде, кроме Пудожи, проповедь велась на финском языке, кроме того, в Вытегре, Олонце, Повенце, Лодейном Поле, Видлицах и в Вашинах, а также и в Пудоже, и на немецком языке, а в Сермаксе еще и на эстонском языке3.

К истории Олонецкого лютеранского прихода не раз обращались финляндские российские исследователи4, однако такой важный источник как метрические книги, на наш взгляд, представляется еще недостаточно изученным. В данной статье мы остановим свое внимание на метрических записях лютеранского Олонецкого прихода. Опыт такого исследования уже существует в отношении метрических книг православных приходов Олонецкой губернии5.

<…>

————————————————————————————

* Работа выполнена при поддержке РГНФ. Грант 10-01-00631 а/F

[1] РГИА. Ф. 1480. Оп. 2. Д. 15. Л. 1–2

[2] Там же. Д. 58. Л. 81–82.

[3] Die evangelisch-lutherischen Gemeinden in Russland. Eine historische statistische Darstellung. Bd. I. St.Petersburg, 1909. C. 157–159.

[4] Ruutu M. Suomesta 1800-luvulla siirtyneet luterilaiset Aunuksessa // Suomen Kirkkohistoriallisen Seuran Vuosikirja XXV. Helsinki, 1936; Бирин В. Н. Финны Олонецкой губернии: Препринт доклада на заседании Ученого совета Института языка, литературы и истории Карельского научного центра АН СССР. 4 октября 1991 г. Петрозаводск, 1991; Кутьков Н. Та самая кирка // Петрозаводск. 1995. 10 марта, 12 мая; Яловицына С. Э. Истории финнов-лютеран в Карелии: этноконфессиональный аспект. Диссертация… кандидата исторических наук. Петрозаводск, 2002.

[5] Смирнова С. С. Демографические процессы в Олонецкой губернии в XIX – нач. XX вв. Опыт компьютерного анализа метрических книг: Дис. … кандидата ист. наук. СПб., 2002.


ПЕтрозаводск лютеранская кирка 1917-1


Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *