Обозрение Мариинской системы министром путей сообщения

Обозрение Мариинской системы министром путей сообщения, статс-секретарем А. Я. Гюббенетом в июне 1899 г.

Год описания: 1889


Источники
  • Обозрение Мариинской системы министром путей сообщения, статс-секретарем А. Я. Гюббенетом (в июне 1889 г.), Изд. Олонецкого губернского статистического ком., Петрозаводск, 1889 г. С. 11-13, титульный лист.
  • Электронная версия книги на сайте Национальной Электронной Библиотеки

Адольф Яковлевич Гюббенет
Портрет министра путей сообщения и члена Государственного Совета Адольфа Яковлевича фон Гюббенет
Портрет министра путей сообщения и члена Государственного Совета Адольфа Яковлевича фон Гюббенет

Адольф Яковлевич Гюббенет (1830—1901) — государственный деятель, статс-секретарь, сенатор (1885), член государственного совета (1892); действительный тайный советник (1895).

Биография

Его отец, Якоб Христиан фон Гюббенет, в составе егерского полка участвовал в войне 1812 года против французов; в 1848 году признан с детьми в звании русского потомственного дворянства.

Учился в псковской гимназии (вып. 1849) и на юридическом факультете Санкт-Петербургском университете.

В 1854 году поступил на службу в министерство внутренних дел и вскоре стал чиновником особых поручений при тобольском губернаторе; через год был переведён к генерал-губернатору Западной Сибири. В 1858 году переведён в министерство государственных имуществ. До начала 1870-х гг. управлял палатами государственных имуществ в Гродно, Тамбове, Самаре и, с 1867 года, контрольными палатами в Вильно и Варшаве; затем переведён в Санкт-Петербург на должность директора канцелярии государственного контроля (с 1871) и департамента государственного казначейства (с 1874).

Во время русско-турецкой войны организовал на обоих театрах войны полевые казначейства и все время ими руководил.

В 1880 году А. Я. Гюббенет был назначен товарищем министра путей сообщения. Здесь он работал над проектом о подчинении железнодорожного дела контролю, над урегулированием железнодорожных тарифов и их подчинением правительственному надзору, над положением о подъездных путях и пр.

В апреле 1889 года он занял пост министра путей сообщений:

«Гюббенет — то же самое — железнодорожного дела не знал, был простой чиновник, сенатор, очень напыщенный, любивший говорить очень напыщенным тоном, человек не дурной, но очень обидчивый; никакого влияния на железнодорожное дело он иметь не мог»

— Витте С. Ю. 1849—1894: Детство. Царствования Александра II и Александра III, глава 12 // Воспоминания. — М.: Соцэкгиз, 1960. — Т. 1. — С. 253. — 75 000 экз.

В отличие от своего предшественника, генерала Паукера, у него сразу же сложились крайне напряжённые отношения с министром финансов, который в деловых вопросах теперь оказывался ближайшим партнёром и сотрудником министра путей сообщения (тарифная политика, выкуп дорог и целый ряд других, не менее важных). Александр III был хорошо осведомлён о тлеющем конфликте, но относился к нему не только спокойно, но и даже с некоторым удовольствием. Как рассказывал Вячеслав Плеве начальнику Главного управления по делам печати Евгению Феоктистову,

«…непримиримая вражда Гюббенета и Вышнеградского, конечно не составляет тайны для государя, но он вовсе не намерен положить ей конец, напротив того, она как бы входит в его виды. Государь не любит Вышнеградского, не доверяет ему и, кажется, очень доволен, что Гюббенет следит за каждым его шагом, умышленно выискивает, нет ли чего предосудительного в образе действий его противника».

— ( Евгений Феоктистов, «За кулисами политики и литературы»)

Такое положение казалось бы создавало некоторые преимущества для Гюббенета, но при том его позиции изрядно подрывались… им же самим. Он был слишком явно некомпетентен в делах собственного ведомства. В конце концов это и привело его к отставке в 1892 году. Он был сменён С. Ю. Витте.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

Источник: Wikipedia.org


getImages00

 

С. 11.

Въ 12 часовъ дня пароходъ «Озерной» подошелъ къ сел. Мятусово и остановился у пристани Петер­бургскаго пароходства, дожидаясь прибытія инженера Костерскаго, который приглашенъ былъ къ г. Мини­стру для личнаго доклада о ходѣ работъ. Красивое и большое селеніе Мятусово приняло оживленный видъ отъ собравшейся на берегу многочисленной толпы на­рода, между которыми особенно много столпилось пришлыхъ и мѣстныхъ рабочихъ. Его высокопревосходи­тельство выходилъ на пристань, гдѣ ему представля­лись начальникъ 2-й диетанціи Девятинскаго отдѣленія Новожиловъ и нѣсколько лоцмановъ во главѣ съ лоцманскимъ сотскимъ Макаровымъ, поднесшимъ хлѣбъ-соль отъ лоцмановъ. Г. Министръ, поблагодаривъ за радушіе подносителей, распрашивалъ о ихъ промыслахъ и другихъ занятіяхъ.—Подробно распросивъ прибывшаго инженера Костерскаго о его гидротехническихъ занятіяхъ, г. Министръ чрезъ полчаса выбылъ далѣе къ Вознесенью. На пути пароходъ перемѣнилъ лоцмановъ въ дер. Пидьмѣ.

Въ 5 часовъ 45 минутъ вечера г. Министръ прибылъ къ Вознесенской пристани. Ни одно изъ селеній лежащихъ на пути по Маріинской системѣ, не по­ставлено въ такія счастливыя условія, какъ село Воз­несенье, Здѣсь ежедневно можно видѣть массу судорабочихъ, приходъ съ Онежскаго озера и канала пароходовъ и судовъ. Въ иные дни лѣтомъ скопляется до 3,000 человѣкъ; а всего въ теченіи лѣта перебываетъ до 25,000 посторонняго народа. Въ ожиданіи пріѣзда г. Министра, толпа судорабочихъ и мѣстныхъ жителей собралась на Вознесенскую пристань. Какъ только па­роходъ причалилъ къ пристани и поданъ былъ трапъ,

С. 12.

его высокопревосходительству представился и. д. на­чальника мѣстной Вознесенской судоходной дистанціи г. Даукша и подалъ рапортъ о состояніи ввѣренной ему дистанціи. По выходѣ г. Министра съ парохода на пристань, его высокопревосходительству представились: помощникъ начальника Девятинскаго отдѣленія инженеръ Шульцъ, начальникъ гидрографической экспедиціи на Онежскомъ озерѣ — лейтенантъ Ивановскій и стано­вой приставъ 3 стана Станишевскій. Послѣ доклада инженера г. Шульца о состояніи участка, г. Министръ изволилъ распрашивать у лейтенанта Ивановскаго объ успѣхѣ работъ гидрографической экспедиціи на Онеж­скомъ озерѣ; затѣмъ обратился къ приставу Станишевскому съ вопросомъ: какое отношщеніе онъ, приставь, какъ органъ полиціи, имѣетъ къ мѣстному судоходству? Выслушавъ отвѣтъ объ обязанностихъ общей полиціи по отношенію вообще къ судоплаванію, г. Министръ въ сопровождены начальника Вытегорскаго Округа Путей Сообщенія и другихъ сопутствовавшихъ ему лицъ от­правился по бечевнику въ дер. Намойные-Пески (Воз­несенье) и тутъ же, на пути, изволилъ принять прошенія отъ двухъ крестъянъ Олонецкаго и Петрозаводскаго уѣздовъ, ходатайствующихъ о возобновленіи упраздненныхъ спускныхъ лоцманскихъ станцій.

Подойдя къ памятнику, сооруженному на набережной Вознесенской пристани, въ 1855 году, въ память от­крытiя Онежскаго обводнаго канала, въ царствованіе въ Бозѣ почившаго Императора Николая І-го, его вы­сокопревосходительство благоговѣйно снялъ шляпу и произвелъ подробный осмотръ памятника. У дома на­чальника мѣстной судоходной дистанціи г. Министръ ос- матриваль пожарную паровую машину вѣдомства Путей

С. 13.

Сообщенія, произвелъ пожарную тревогу и, когда па­ровая машина отошла для дѣйствія на средину рѣки Свири, его высокопревосходительство пожелалъ произ­вести осмотръ крейсеровавшему на рѣкѣ подъ паруса­ми вельботу Олонецкаго общества спасанія на водахъ. По командѣ, вельботъ, подъ дружными веслами гребцовъ, быстро приблизился къ пристани пожарной па­ровой машины и завѣдывающій станціею дѣйствительный членъ общества спасанія на водахъ приставь Станишевскій дѣлалъ его высокопревосходительству докладъ о состояніи этой станціи. По осмотрѣ спасательнаго вельбота, его высокопревосходительство пожелалъ узнать, въ какой степени устойчивы на водѣ спасатель­ные пояса, которыми вооружены были гребцы на спасательномъ вельботѣ. Тутъ-же, въ присутствіи г. Мини­стра, одинъ изъ гребцовъ спустился изъ вельбота въ воду, и при глубинѣ воды, достигавшей до 2-хъ саж., степень погруженія въ воду была до полгруди. Наградивъ за это гребца деньгами, его высокопревосходи­тельство, среди массы собравшагося народа, возвратил­ся на пароходъ «Озерной» и, привѣтливо простившись съ стоявшими на пристани, провожавшими его должно­стными лицами, въ 7 часовъ 30 минуть отбылъ по Онежскому каналу, для дальнѣйшаго слѣдованія въ г. Вытегру.

По въѣздѣ въ рѣку Вытегру, около 3 часовъ утра, пароходъ остановленъ былъ для ночлега путешествен- никовъ. Въ 9 часовъ утра пароходъ снялся съ якоря и продолжалъ путь въ Вытегру, куда прибыль ровно въ 10,5 часовъ утра. Погода была съ утра знойная, предъ самымъ же приходомъ парохода небо заволокло тучами и пошелъ мелкій дождь, но онъ вскорѣ прекратился.


Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *