Петров К. От Петрозаводска до Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1862. № 41. С. 102 – 103; № 42. С. 105 – 106; № 43. С. 108; № 44. С. 113; № 45. С. 117 – 118.
Год описания: 1840, 1862(?)
Для более удобной навигации по тексту, поиску ключевых слов, воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+F
Петров К. От Петрозаводска до Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1862. № 41. С. 102 – 103.
С. 102 |
ОТЪ ПЕТРОЗАВОДСКА ДО ВЫТЕГРЫ.
Наступилъ вечеръ – та благодатная лѣтняя пора, когда особенно прiятно выйти изъ дому для того, чтобы дохнуть свободно свѣжимъ воздухомъ. Въ такой-то время, въ одинъ изъ iюльскихъ дней толпы народа спѣшили по направленiю къ общественной пристани; тамъ и сямъ мелькали дрожки. Я спѣшилъ попасть на пароходъ, чтобы ѣхать на немъ до Вознесенья. На пристани чернѣла густая толпа народа; по мостовой раздавался грохотъ и безъ того дребежащихъ здѣшнихъ возницъ. Поданъ былъ уже первый свистокъ. Пассажиры[1] получали билеты и взвѣшивали кладь. Толки и разговоры неслись отвсюду; кто давалъ отъѣзжавшему наставленiе о томъ, какъ и гдѣ удобнѣе ѣхать, кто старался вбить въ голову путника, чтобы онъ не позабылъ передать поклонъ какому нибудь Ивановичу или Ивановнѣ; однимъ словомъ, было много смѣшныхъ и дѣльныхъ порученiй, которыя неизбѣжны всегда для тѣхъ, кто думаетъ ѣхать и имѣетъ въ числѣ провожатыхъ знакомыхъ.
Поданъ и второй свистокъ; толпа заволновалась, началось цѣлованiе, пассажиры[2] выдѣляются изъ толпы, чтобы идти на пароходъ, гдѣ еще много постороннихъ зрителей, разсматривающихъ пароходъ, можетъ быть, въ сотый разъ. Но вотъ и въ третiй разъ раздался оглушительный свистъ, сходень снятъ. Толпа зрителей какъ будто притихла и лишь только слышатся отдѣльныя восклицанiя; «прощай, не забывайте»; или какъ иногда случается раздается къ удовольствiю публики крикъ «авой, батюшки, пароходъ-отъ уходить; гдѣ Васильевна-то, опоздаетъ». Но вотъ и Васильевна на пароходѣ; взрывъ смѣха кончился.
Пароходъ зашумѣлъ, завертѣлись колеса, опущены причалы. Пароходъ сдѣлалъ поворотъ у пристани и далъ прощальный свистокъ. Пассажиры замахали шляпами, фуражками и платками; съ пристани имъ отвѣтили такимъ же маханьемъ.
Не успѣлъ пароходъ отъѣхать и версты, какъ у пристани не осталось и десятой доли отъ той толпы, которая была при отъѣздѣ: всѣ спѣшили домой, какъ точно сдѣлали какое нибудь важное дѣло или собираются исполнять его.
Надо сказать, что въ Петрозаводскѣ отправленiе и прiѣздъ пароходовъ какъ-то всѣхъ подымаетъ на ноги: кто идетъ на пристань вмѣсто прогулки въ саду,(*) кто провожаетъ знакомыхъ и родныхъ.
С. 103 |
И есть много, даже больше чѣмъ другихъ, которые не чувствуютъ особенной прiятности или нужды въ прогулкѣ и идутъ на пристань, потому что туда всѣ идутъ. Пароходъ бѣжитъ, раздается мѣрный стукъ машины, бѣлая пѣна съ шумомъ разливается отъ колесъ, и гребни волнъ, набѣгая одна на другую, расходятся и теряются вдали. Пассажиры заботятся о томъ, чтобы поудобнѣе помѣститься и убрать свои пожитки. Наконецъ всѣ угомонились; начинаются знакомства и разсужденiя.
Было три четверти девятаго, хотя въ объявленiи значилось, что пароходъ отходитъ въ 8 часовъ. Солнце садилось и вскорѣ наступили тѣ небольшiя сумерки, которыя обыкновенно бываютъ въ полов. iюля мѣсяца. Пароходъ быстро подвигался и мы давно уже миновали Ивановскiе острова, лежащiе при началѣ Петрозаводской губы. Берегъ былъ въ недальномъ разстоянiи, а потому представлялась возможность разсматривать предметы, на немъ находящiеся. Ясно обозначались горы, которыхъ такъ много на разстоянiи между Петрозаводскомъ и р. Свирью. Съ другой стороны широкою, гладкою поверхностiю разстилалось Онего; тамъ нельзя было замѣтить ни одной точки, на которой бы могъ остановиться глазъ наблюдателя. Въ полночъ подулъ маленькiй вѣтерокъ и Онего покрылось полосами, мѣстами рябоватыми, а мѣстами все еще стояло неподвижно.
Я въ первый разъ еще ѣхалъ по Онегу, а потому виды съ озера на берегъ, отъ котораго мы были въ разстоянiи не болѣе 5 верстъ, чрезвычайно меня интересовали; наступившая же вскорѣ темнота лишила меня этого удовольствiя. Отъ того бездѣйствiя, на которое теперь былъ обреченъ, я думалъ было сначала развлечься разговорами съ сосѣдями, но всѣ они оказались чрезвычайно не словоохотливыми и предпочитали, какъ было видно, всякiй разговоръ благодатному сну на чистомъ воздухѣ. Поневолѣ и я задремалъ, хотя часто сонъ мой прерывался восклицанiями какого-то господина, которому, вѣроятно, не заспалось. Эти восклицанiя сбивались всг на одну тему о быстротѣ ѣзды: «шибко идетъ; какой славный конь; бѣжитъ и ѣсть не проситъ… молодецъ, – кто выдумалъ.»
Когда я проснулся, показался уже Куликовъ носъ; а обогнувъ его, вдалекѣ отъ берега, мы увидѣли Вознесенье и въ четверть пятаго пароходъ остановился у пристани, чтобы взять дрова и новыхъ пассажировъ. Еще всѣ спали на пристани. Множество судовъ, различной величины формы, стояло вдоль берега. Изъ за лѣса мачтъ и множества снастей какъ-то красиво выглядывали дома Вознесенскихъ жителей.
Лишь только остановился пароходъ, съ лѣваго берега рѣки отчалило нѣсколько лодокъ, чтобы перевезти[3] пассажировъ, которымъ путь лежитъ на Вытегру или только до Вознесенья. Стали переѣзжать. Лодка, въ которую пришлось мнѣ сѣсть, была небольшая, а между тѣмъ въ ней помѣстились, кромѣ клади, человѣкъ 7. Перевозили насъ два старика, которые не смотря на то, что промышляли отъ этаго, долго возили насъ между вереницами судовъ, стоявшихъ въ томъ мѣстѣ далеко другъ отъ друга, а въ другомъ такъ близко, что и маленькой лодкѣ нельзя было проѣхать между ними. Наконецъ мы высадились. Я торопился справиться о томъ, скоро ли отходитъ въ Вытегру трешкотъ и узналъ, что онъ пойдетъ туда еще въ 2 часа пополудни; слѣдовательно, мнѣ приходилось пробыть у Вознесенья почти весь день. – Прiятно подѣйствовало на меня это извѣстiе, потому что мнѣ очень хотѣлось посмотрѣть на обыденную жизнь Вознесенья.
(Продолж. въ слѣд. №).
Петров К. От Петрозаводска до Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1862. № 42. С. 105 – 106.
С. 105 |
ОТЪ ПЕТРОЗАВОДСКА ДО ВЫТЕГРЫ.
(Продолж. См. № 41.)
На судахъ начиналась уже дѣятельность: кто конопатилъ, кто прилаживалъ потеси,(*) чтобы спуститься черезъ Свирскiе пороги: иной чинилъ свой костюмъ; другой, забравшись по снастямъ на верхнiй рей, убиралъ паруса; однимъ словомъ всѣ судовые были уже за работой.
Вскорѣ подъ домами открылись и лавки, и лавочки съ ситникомъ[4], пирогами, квасомъ, табачными кисетами и другими товарами, на которые охотнѣе найдутся покупатели на нашихъ не городскихъ пристаняхъ.
Вдоль по набережной сталъ разгуливать уже народъ: въ иномъ мѣстѣ по одиначкѣ, а индѣ и толпами.
Эти толпы прежде всего обратили на себя мое вниманiе. По костюму и нарѣчiю народа нетрудно было догадаться, что видишь передъ собою мѣстныхъ или по крайней мѣрѣ сосѣднихъ Вознесенью(**) жителей.
Толпы эти уже не одинъ разъ прошлись вдоль
С. 106 |
улицы, постояли, то передъ однимъ, то передъ другимъ домомъ и все еще не расходятся.
Это рабочiе; они нанимаются къ хозяину для перегрузки судна, но не могутъ сойтись въ цѣнѣ. Узнавъ, что хозяинъ имѣетъ въ нихъ нужду, или не желая взять дешевлѣй запрошеннаго, они ходятъ въ ожиданiи, что ихъ позовутъ и дадутъ, что они желаютъ; однимъ словомъ, – что безъ нихъ не обойдутся. Гуляютъ они взадъ, да впередъ по пристани, то скроются, то опять покажутся; а время все идетъ, да идетъ и у хозяина другiе уже давно работаютъ. Разсказывали мнѣ, что часто изъ пустяковъ цѣлая артель, несрядившись въ цѣнѣ, протолкается почти весь день безъ дѣла, а вечеромъ согласится работать, пожалуй, за меньшую плату. Рабочихъ въ Вознесеньѣ всегда много, потому что здѣсь останавливаются суда для пергрузки на малыя лодки, которыя пользуются обходомъ въ Ладожскомъ каналѣ предъ неперегрузившимися. И какъ работы здѣсь много, то и рабочiе достаютъ иногда въ день отъ 1 до 3 р. на человѣка. Нельзя не удивляться поэтому лѣности и упрямству мужичковъ, особенно въ такомъ мѣстѣ, гдѣ деньги сами въ карманъ лезутъ. Не находя работы, идутъ мужики въ трактиръ и тамъ еще безполезнѣе убиваютъ время.
Кстати заглянемте туда. Всѣ трактиры или правильнѣе харчевни здѣсь на одинъ ладъ: двѣ три просторныхъ комнаты съ незатѣйливою мебелью, столами, вѣчно покрытыми бѣлою скатертью; неоклеенныя обоями стѣны, на которыхъ, разумѣется, часто увидишь картины московской производительности, историческаго или сатирическаго содержанiя. Часто на такихъ картинахъ увидишь, что груди солдатъ обозначены синей полосой, фуражки, пожалуй, красной, штаны какой нибудь пестрой и сапоги черной; впереди солдатъ нарисованъ генералъ, конецъ обнаженной сабли котораго упирается въ одинъ край рамки картины, а ноги зеленой лошади въ другой, или увидишь подобную слѣдующей: «Роспись приданнаго невѣсты, которая ростомъ въ 11/2 аршина, а поперегъ ее половина; въ носу рябина, а во рту калина», и т. п. подборъ словъ въ насмѣшку надъ тѣми богатыми – уродами, которыхъ такъ часто выдавали замужъ, чтобы спустить только съ рукъ, какъ залежалый товаръ. Случается замѣтить и порядочные эстампы, но на нихъ мало простой народъ обращаетъ вниманiя, какъ точно чуетъ, что тутъ трудилась не родная фантазiя, а пришедшая изъ за моря. Лубочныя картинки, все равно, что черная изба, лапта, незатѣйливый балахонъ изъ домашняго сукна или понитчины, неразлучныя принадлежности крестьянина, которыхъ онъ держится и никогда имъ не измѣняетъ.
Есть въ трактирѣ одна комната и почище, иногда съ диваномъ, мягкими стульями и зеркаломъ, но она, какъ видно, назначается не для всякаго посѣтителя.
Двери трактира постоянно въ движенiи: то входятъ, то выходятъ посѣтители, которыми здѣсь обыкновенно бываютъ мужики – работники и бойкiе заѣзжiе прикащики. Послѣднихъ тотчасъ можно отличить отъ мѣстныхъ и по бойкой походкѣ и по самому платью. Никогда Олонецкiй житель не наденетъ въ будень лучшаго платья, а прикащикъ, какой бы онъ ни былъ, всегда въ синей или въ черной поддѣвкѣ, въ черныхъ сапогахъ, съ красными отворотами, въ плисовыхъ шароварахъ, засунутыхъ въ сапоги, или въ другомъ приличномъ и порой щегольскомъ платьѣ нѣмецкаго покроя.
Мужички попиваютъ чаекъ до той степени, что снимутъ съ себя и верхнюю одежду или, какъ говорятъ, выгонятъ не одинъ разъ потъ. Прикащики тоже чайкомъ занимаются, но за нимъ, вѣроятно, послѣдуетъ и чаекъ со сливочками, а часто и одни сливочки. Вѣдь какъ разгуляется иной рахманный человѣкъ, такъ и все нипочемъ. Тутъ проворнѣе забѣгаютъ половые, а въ концѣ и подадутъ счетецъ въ родѣ извѣстнаго: «по рюмочкѣ семь рюмочекъ, семь гривенъ, рубль семь гривенъ; по пятачку – три рубля двадцать»…
Надо замѣтить, что въ здѣшнихъ трактирахъ цѣны на все довольно умѣренны; также нельзя не сказать, что посѣтителю позволяютъ принести свою провизiю и не откажутся ее сварить или приготовить, какъ вамъ угодно.
Оставимъ трактиры и будемъ разсматривать Вознесенье.
Вознесенье расположено по обѣимъ сторонамъ истока(*) р. Свири изъ озера Онежскаго. Та часть селенiя, на которой находится пристань, называется деревнею «Намойные пески». Еще помню я, какъ здѣсь было нѣсколько старыхъ домиковъ, въ числѣ которыхъ казармы, находящiяся въ вѣденiи Правленiя Балтiйскаго округа корабельныхъ лѣсовъ, занимали почетное мѣсто, и существовала еще гнилая пристань. Теперь Намойные пески такая деревня, что не уступитъ любому городу и даже превзойдетъ ихъ (какъ Пудожъ и Повѣнецъ) по своей обстановкѣ и особенно по той шумной дѣятельности, какую вы здѣсь увидите каждый день. Дома здѣшнiе вытянулись въ линiю вдоль берега; построены они по городскому въ два этажа, но какъ-то въ тоже время и своеобразно. Почти у каждаго дома можно видѣть балконъ; въ нижнемъ этажѣ многихъ домовъ помѣщаются лавки съ входомъ съ лицевой стороны; а поэтому передъ лавками всегда есть ступеньки, закрытыя не большой кровелькой на случай дождя. Въ здѣшнихъ лавкахъ вы можете найти все, что угодно. Не удивляйтесь только, что въ лавкѣ, гдѣ продается красный или другой товаръ, увидите хлѣбъ, рукавицы или что иное. Положенiе Вознесенья и значенiе его требуютъ, чтобъ здѣсь было все, что необходимо для удовлетворенiя нуждъ большинства здѣшнихъ покупателей, каковы бурлаки и рабочiе.
Въ Вознесеньѣ есть почтовое отдѣленiе(**) для прiема всякаго рода корреспонденцiй, есть и станцiя телеграфическая, которая уже второй годъ какъ начала свои дѣйствiя.
(Продолж. въ слѣд. №)
Петров К. От Петрозаводска до Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1862. № 43. С. 108.
С. 108 |
ОТЪ ПЕТРОЗАВОДСКА ДО ВЫТЕГРЫ.
(Продолж. См. № 42.)
Въ Вознесеньѣ живетъ маклеръ для посредничества по торговымъ дѣламъ при заключенiи договоровъ и условiй и для совершенiя векселей и заемныхъ писемъ. Здѣсь же нѣсколько лѣтъ было отдѣленiе судоходной расправы.
А посмотрите на самую пристань, которая по справедливости уподобляется приморскому порту, какъ замѣчаетъ, въ своихъ запискахъ о нашей губернiи, г. Андреевъ. На ней всегда дѣятельность: то перегружаютъ, то нагружаютъ суда, то производятся разнаго рода сдѣлки между торговцами, то идетъ ряда рабочихъ. Только ночь заставляетъ разойтись эту шумную толпу; но и ночь здѣсь не долга. Въ городѣ обыватели давно спятъ, а здѣсь еще работаютъ; въ городѣ еще не просыпались, а здѣсь уже вдоволь потрудились. И какого народу вы здѣсь не встрѣтите[5]: кажется, вся средина великой Россiи представила сюда свои обращики. На правомъ берегу есть уже корельскiе домы; на лѣвомъ все русское, но за то въ этомъ сплошномъ, не умолкающемъ и ночью, русскомъ городѣ, ваше ухо различитъ твердое олонецкое выраженiе: «онъ твои боранки не розгрызе и зубамъ» отъ южнаго рязанскаго: «я къ няму ходнувъ, да онъ ште-то неглядитъ, вѣрно не у духи», или владимiрское протяжное грубое слово; не рѣдко слышишь выраженiе дальняго жителя приуральской мѣстности. Но во всѣхъ этихъ разнохарактерныхъ типахъ по языку видишь родныхъ братьевъ обширной Россiи.
Вглядываясь пристальнѣе въ положенiе пристани Вознесенской, невольно подумаешь[6], какой бы славный, торговый городъ былъ здѣсь: мѣсто стоитъ на пол-пути отъ Петербурга до Волги, при рѣкѣ и озерѣ, въ срединѣ губернiи, составляетъ средоточiе торговаго движенiя въ здѣшнемъ краѣ. Подумаешь еще и скажешь: нѣтъ, пусть Вознесенье остается деревней: сдѣлается оно городомъ и той дѣятельности не будетъ; городская жизнь и ея обстановка много помѣшаютъ комерческимъ разсчетамъ и сдѣлкамъ, какiя здѣсь бываютъ. Мужичекъ въ деревнѣ, между своими бородами, какъ дома; онъ свободенъ, не стѣсняется ничѣмъ; загуляетъ, пѣсню запоетъ, подурачится – свои не осудятъ. А между тѣмъ подъ веселый-то часъ и дѣла обдѣлываются.
Нельзя не замѣтить, что строенiя въ Вознесеньѣ, привлекающiя глазъ съ виду, сходны съ товаромъ, выставленнымъ на показъ. Все бросается, все нѣжитъ вашъ глазъ; но подите за эти дома, – вы увидите, что рядомъ со службами начинается лѣсъ, всюду кочки, показывающiя, что Вознесенье стоитъ на болотѣ. Изъ этаго же видно, что поселившiеся здѣсь жители во все не разсчитываютъ на землю, на которой они живутъ, не есть осѣдлые труженики, а занимаются перепродажею товаровъ, принимаютъ для ночлега или временной остановки проѣзжихъ; а самое Вознесенье чрезъ то схоже съ балаганомъ, который по водѣ можно перенести куда угодно.
Пойдемте еще по Вознесенью по направленiю къ Онежскому озеру, которое здѣсь представляетъ удобный и безопасный рейдъ. Многiя суда, уже съ полнымъ грузомъ, ждутъ попутнаго вѣтра, чтобы пуститься[7] въ Свирь или идти къ Петрозаводску; не мало также порожнихъ судовъ думаютъ вступить въ Онежскiй каналъ.
Онежскiй каналъ начинается отъ Свири и при началѣ своемъ защищенъ отъ наноснаго песку изъ Онега каменными молами, далеко выдающимися въ рѣку.
При началѣ канала стоитъ монументъ, надпись котораго ясно говоритъ о цѣли и времени его сооруженiя: «Онежскiй каналъ сооруженъ повелѣнiемъ Государя Императора Николая Павловича въ 1851 году». На другой сторонѣ: «Каналъ сей сооруженъ въ управленiе путями Сообщенiя и Публичными Зданiями Генералъ Адъютанта Графа Клейнмихеля». У монумента всегда найдете вы множество народу; тутъ точно сборное мѣсто; къ тому же возлѣ его останавливаются трешкоты, плавающiе между Вознесеньемъ и Вытегрою.
Вотъ около трешкота собралась небольшая толпа, зазвонили въ колоколъ, а потому я поспѣшилъ оставить промышленную и веселую Вознесенскую пристань и занять мѣсто на трешкотѣ, чтобы ѣхать въ Вытегру. На трешкотѣ прозвонили и во второй и въ третiй разъ, но онъ еще не отваливаетъ. Оказывается, что ожидаютъ какую то барыню. Пассажиры, которые по большой части бурлаки, да прикащики, начинаютъ уже ропотъ, что ждали цѣлый день и еще теперь заставляютъ ждать. Барыня явилась; трешкотъ привалилъ къ другому берегу, чтобы подать бечеву погонщику. Опять кричатъ «стой, погоди!» – какой-то Иванъ Ивановичъ проситъ взять его. Посылаютъ сказать, чтобы И. Ив. торопился, а нѣтъ такъ оставятъ. Проходитъ еще нѣсколько времени, – является Иванъ Ивановичъ и трешкотчикъ сказалъ окончательное «пошелъ»; трешкотъ тронулся; зажурчала подъ нимъ тяжелая вода канала.
Мы проѣзжаемъ мимо множества судовъ, дошедшихъ до Вознесенья, но еще не втянувшихся въ Свирь. Бурлаки размѣстились на палубѣ и устраиваются, чтобы поудобнѣе было сидѣть; иные пассажиры пошли въ отведенныя имъ каюты. На долю мнѣ одному досталась комната и потому я радъ былъ, когда въ сосѣди ко мнѣ помѣстился знакомый человѣкъ. Пока я устроивался на новомъ мѣстѣ, гдѣ приходилось провести безъ малаго сутки, на палубѣ произошла ссора. Бурлакъ не успѣлъ или не зналъ, что надо заплатить на берегу деньги за билетъ на трешкотѣ, или думалъ, что ихъ взыщутъ на дорогѣ, сидитъ и ничего не подозрѣваетъ. Староста трешкотный замѣтилъ его давно и вотъ какъ трешкотъ уже отвалилъ, онъ начинаетъ требовать[8] съ бурлака билетъ. Тотъ говоритъ, что онъ не успѣлъ его взять и предлагаетъ слѣдующiя деньги. Староста не принимаетъ денегъ, а гонитъ бѣднаго мужика вонъ.(*) Тотъ упрашиваетъ не сердиться; что онъ не обманщикъ; даромъ ѣхать не хочетъ и пр. въ этомъ родѣ. Вступаются товарищи и наконецъ дѣло устраивается. Подобныя исторiи случаются, говорятъ, часто; между тѣмъ ихъ легко бы устранить[9]; стоитъ только никого не пропускать на трешкотъ предъ отправленiемъ его, безъ билета.
И такъ мы въ Онежскомъ каналѣ, длина котораго составляетъ 65 верстъ. Каналъ этотъ, какъ извѣстно, прорытъ въ обходъ Онежскаго озера, опаснаго отъ мелей и бурнаго въ осеннее время.
Считаю не излишнимъ включить[10] въ настоящую статью нѣсколько словъ объ Онежскомъ каналѣ изъ моего описанiя Марiинской системы, которое современемъ представлю читателямъ.
(Окончанiе въ слѣд. №)[11]
Петров К. От Петрозаводска до Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1862. № 44. С. 113.
С. 113 |
ОТЪ ПЕТРОЗАВОДСКА ДО ВЫТЕГРЫ.
(продолженiе, см. № 43.)
Онежскiй каналъ на томъ протяженiи, какъ онъ теперь есть, предполагалъ устроить еще Графъ Сиверсъ и поэтому былъ составленъ землемѣромъ Маклаковымъ проэктъ, утвержденный въ 1810 году. Противъ проэкта этаго, составленнаго простымъ землемѣромъ, возстали многiе, а сверхъ того въ то время не было и опытныхъ инженеровъ для приведенiя его въ исполненiе. Обстоятельства вызвали устройство Онежскаго канала, который между 1818 и 1820 годомъ былъ прорытъ отъ рѣки Вытегры до Черныхъ-песковъ. Въ 1852 году, въ отвращенiе частыхъ несчастiй отъ бурь, каналъ Онежскiй проведенъ уже до устья рѣки Свири.
Вотъ слова послѣдняго строителя канала, которыя я привожу для того, чтобы показать важность устройства обводнаго Онежскаго канала.
«Ежегодно, говоритъ Г. Стабровскiй(*), начиная съ Августа мѣсяца до закрытiя навигацiи, постоянные вѣтра останавливали ходъ судовъ и потому части приходилось выжидать перемѣнъ вѣтра по нѣскольку недѣль въ Черныхъ пескахъ. Вотъ еще фактъ, въ доказательство того, до какой степени препятствiе это важно. Послѣ заведенiя пароходовъ на Онежскомъ озерѣ въ 1832 году, иногда, при большомъ скопленiи судовъ въ Черныхъ пескахъ, за переходъ 30 верстъ до Вознесенья одно судно платило болѣе 100 р. сер. тогда какъ въ другое время плата эта понижалась до 20 р. сер. Кромѣ того, на Онежскомъ озерѣ, въ продолженiи всего лѣта, часто поднимаются неожиданные бурные вѣтра, отъ которыхъ иногда всѣ суда, проходящiя черезъ озеро, разбивались и разсѣявались по ненаселеннымъ берегамъ его. Можно поэтому составить понятiе о значительныхъ потеряхъ судопромышленниковъ, не говоря уже о томъ, что доставка срочныхъ кладей никогда не была вѣрною. Наконецъ Онежское озеро весьма замедляло судоходство, очищаясь отъ льда цѣлымъ мѣсяцемъ позже прилегающей къ нему части пути Марiинской системы.(**) Для устраненiя этихъ препятствiй предположено было устроить каналъ отъ Черныхъ песковъ на 18 верстъ, но Его Сiятельство, Г. Главноуправляющiй Путями Сообщенiй, прибывъ на мѣсто работъ въ 1845 году, приказать изволилъ устроить каналъ вокругъ всего Онежскаго озера. Работы по этому проэкту окончены въ 1851 году: онѣ даютъ возможность обходить съ удобствомъ и безопасностiю Онежское озеро, безъ потери времени и съ платою за проѣздъ 45 вер. 98 с. каналомъ въ нѣсколько часовъ 7 р. 76 к. съ судна, несущаго грузу 10000 пудъ.»
Въ составъ Онежскаго канала вошло нѣсколько ручьевъ и рѣчекъ[12], которыхъ такъ много въ нашей губернiи. Отъ Вознесенья каналъ идетъ до устья р. Ошты и здѣсь, на разстоянiи четв. версты, онъ пробитъ даже сквозь каменную скалу. За тѣмъ суда плывутъ по р. Оштѣ и перекопамъ въ ея кривизнахъ. Отъ Ошты до озера Кобыльяго идетъ опять копаное русло. На этомъ пространствѣ каналъ пересѣкаютъ два ручья: ближнiй и дальнiй Жабинецъ; при первомъ изъ нихъ находятся караульный и офицерскiй дома. Озеро Кобылье, черезъ которое теперь идутъ суда, представляло при устройствѣ канала большое затрудненiе. Оно находится возлѣ Онега въ соединенiи[13] съ озерами Чагъ и значительнымх озеромъ Мегорскимъ, чтобы сдѣлать его удобнымъ и безопаснымъ для судоходства, каналъ проведенъ на разстоянiи болѣе версты между фашинными дамбами(*) и самое озеро значительно углублено[14]. Устройство дамбъ на водѣ сопряжено было съ большими трудностями, такъ какъ озеро открыто для всѣхъ вѣтровъ, а особенно со стороны Онега, такъ что волненiе не только замедляло производство работъ, но даже часто разрушало воздвигаемыя сооруженiя. Углубленiе озера, устройство водопровода для отведенiя нагорныхъ водъ въ р. Мегру и устройство дамбъ чрезъ Кобылье озеро обошлось до 59 т. р. с.(**).
Петров К. От Петрозаводска до Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1862. № 45. С. 117 – 118.
С. 117 |
ОТЪ ПЕТРОЗАВОДСКА ДО ВЫТЕГРЫ.
(Оконч. См. № 44).
Проѣхавъ Кобылье озеро, мы вступимъ въ извилистую рѣчку Водлицу, которая нисколько не шире канала. Берега р. Водлицы, какъ и вся мѣстность около Онежскаго канала, чрезвычайно однообразны. Одно только удовольствiе составляетъ здѣсь видъ на суда, которыя показываются еще изъ далече. Иногда отъ кривизны рѣки покажется, что судно находится отъ васъ въ полуверстѣ; между тѣмъ ѣдешь и разстоянiе съ нимъ то увеличится, то уменьшится. Для того, чтобы сократить путь по Водлицѣ, въ минувшее лѣто, окончены здѣсь значительные перекопы, но судоходство по нимъ, кажется, что не открыто.
Отъ Мегорской казармы, гдѣ оканчивается Водлица, до Черныхъ песковъ, мѣстность нѣсколько оживляется хорошими видами на окрестности, которыя ограничиваются значительными горами; при подошвѣ ихъ проходитъ Архангельскiй почтовый трактъ и на немъ стоитъ нѣсколько деревень. Бѣлыя церкви Кондушъ, и Палтогъ видны съ канала
С. 118 |
и какъ-то привлекательно манятъ къ себѣ взглядъ путника. А вотъ и Черные пески, расположенные при мысѣ Онежскаго озера. Возлѣ ихъ горы, которыя дѣлаются вдвойнѣ прекраснѣе послѣ однообразной равнины, по которой только что проѣзжали. Въ Черныхъ пескахъ есть такой же монументъ, какой находится въ Вознесеньѣ. На берегу озера построенъ маякъ, а для того, чтобы входъ въ озеро не заносило пескомъ, устроены каменные молы. Въ Черныхъ пескахъ есть нѣсколько домиковъ, которыхъ за исключенiемъ деревни на Сариномъ носу (около Кобыльяго озера), караулень и на станцiяхъ для лошадей, на каналѣ вы не увидите. Отъ Черныхъ песковъ до р. Вытегры идетъ всплошь копаное русло канала. Мѣстность здѣсь лѣсистая, потому что каналъ удаляется отъ озера Онежскаго на значительное разстоянiе.
Разсказавъ исторiю канала и обзоръ водъ, его составляющихъ, перехожу опять къ дорожнымъ замѣткамъ.
На первой порѣ путешествiя по каналу меня развлекала болтовня хвастливыхъ прикащиковъ, прибаутки весельчака-шкипера трешкота и разговоры бурлаковъ, которые составляли, какъ я сказалъ, большинство пассажировъ. Подъ вечеръ, когда мы ѣхали, кажется, по Водлицѣ, всѣ начали пить чай, бурлаки стали ужинать. Одинъ изъ нихъ почерпнулъ изъ канала воды, покрошилъ довольно хлѣба, бросилъ щепотку соли, влилъ конопляннаго масла и все это хорошо перемѣшалъ ложкою. Такое незатѣйливое блюдо, но, надо полагать, сытное, смѣнилось другимъ, также интереснымъ, но оно составляло уже десертъ. Бурлакъ досталъ изъ котомки краюшку ситника, разрѣзалъ его и подалъ товарищамъ. Каждый взялъ свою долю и на доставшiйся ему ломоть полилъ немного конопляннаго же масла. По окончанiи ужина, мужички перекрестились и улеглись на палубѣ; но долго они еще не спали, разсказывая про свои похожденiя на Волгѣ и на Марiинской системѣ.
Много привелось испытать этимъ бѣднымъ труженникамъ въ своей бурлацкой маятной жизни, которая наложила на нихъ какой-то особенный отпечатокъ. – Низовые бурлаки представляютъ рѣзкую противоположность съ нашимъ олончаниномъ: мягкiй и прiятный языкъ, быстрыя движенiя и ухватки составляютъ ихъ главные признаки. Напротивъ того, языкъ Олончанина грубъ и рѣзокъ, а въ движенiяхъ у него какая-то вялость и угловатость. Что-же касается до характера бурлаковъ, то они очень миролюбивы и терпѣливо переносятъ всѣ униженiя и невзгоды, неразлучныя съ ихъ странническою жизнiю. Часто хозяинъ судна и даже шкиперъ обходятся съ ними очень худо и въ особенности притѣсняютъ при выдачѣ жалованья, такъ что разсчеты съ хозяевами служатъ вѣчнымъ источникомъ ссоръ, которыя нерѣдко разрѣшаются дистанцiоннымъ офицеромъ или полицiей.
На палубѣ стало холодно: я спустился въ каюту и вскорѣ уснулъ въ размышленiяхъ о жизни бурлацкой. Когда же проснулся, то трешкотъ стоялъ уже въ Вытегрѣ, и на немъ не было ни одной живой души, кромѣ шкипера, который собирался идти домой.
К. Петровъ.
(*) Когда пароходъ <Исправленная опечатка. Было: парохотъ – ред.> отходитъ въ среду или въ воскресенье, то въ общественномъ саду гуляющихъ или совсѣмъ не бываетъ, или бываетъ, да мало.
(*) Потесь – длинное весло, изъ цѣльнаго бревна. Имъ гребутъ въ порогахъ.
(**) Я называю Вознесенскую пристань вознесеньемъ потому что послѣднее названiе употребительнѣе въ народѣ, чѣмъ первое.
(*) Широкiй истокъ Свири, хотя неправильно, но въ просторѣчiи называютъ устьемъ рѣки.
(**) Почтовое отдѣленiе зимой съ Вознесенья обыкновенно переводится <Исправленная опечатка. Было: переводиться – ред.> въ село Ошту.
(*) Староста, разсердившись на бурлака, часто называлъ его ягуткою сиволапымъ. Бурлаковъ называютъ ягутками сиволапыми <Исправленная опечатка. Было: сиволепыми – ред.>; названiе сиволапые (вѣроятно отъ того, что бурлаки ходятъ въ лаптяхъ) очень не прiятно для нихъ, и стоитъ только сказать это слово, какъ бурлакъ разсердится и начнетъ браниться, а иногда при встрѣчѣ судовъ дѣло доходитъ и до драки.
(*) Журналъ Главнаго Управленiя Путей Сообщенiя 1853 г. Кн. 5. «Устройство части Онежскаго канала черезъ Кобылье озеро.»
(**) Въ 1840 году Онего вскрылось отъ льда 23 мая, См. Ж. М. Н. Просвѣщенiя, 1842 г. Кн. 4.
(*) Всякая постройка, служащая для укрѣпленiя береговъ или для защиты ихъ, называется дамбою. Дамбы бываютъ земляныя, каменныя (молы), деревянныя и фашинныя. Послѣднiя устроиваются преимущественно въ топкихъ и сырыхъ мѣстахъ. Ихъ строятъ такъ: полагаютъ рядъ связокъ фашины (мелкаго лѣса) и прикрѣпляютъ его къ грунту земли; потомъ засыпаютъ все это землею; затѣмъ опять стелютъ фашину, на нее землю, камни и т. д.
(**) Устройство обводнаго канала вокругъ Онега отъ Черныхъ песковъ до р. Свири обошлось въ 734862 р. 7 съ четв. к. сер.
[1] Исправленная опечатка. Было: «Пасажиры», исправлено на: «Пассажиры» ‑ ред.
[2] Исправленная опечатка. Было: «пасажиры», исправлено на: «пассажиры» ‑ ред.
[3] Исправленная опечатка. Было: «перевести», исправлено на: «перевезти» ‑ ред.
[4] Исправленная опечатка. Было: «открылись и лавки, и, лавочки съ ситникомъ». Исправлено на: «открылись и лавки, и лавочки съ ситникомъ» ‑ ред.
[5] Исправленная опечатка. Было: «всрѣтите», исправлено на: «встрѣтите» ‑ ред.
[6] Исправленная опечатка. Было: «подумаешъ», исправлено на: «подумаешь» ‑ ред.
[7] Исправленная опечатка. Было: «пуститьтя», исправлено на: «пуститься» ‑ ред.
[8] Исправленная опечатка. Было: «онъ начинаетъ требоватъ», исправлено на: «онъ начинаетъ требовать» ‑ ред.
[9] Исправленная опечатка. Было: «легко бы устранитъ», исправлено на: «легко бы устранить» ‑ ред.
[10] Исправленная опечатка. Было: «Считаю не излишнимъ влючитъ», исправлено на: «Считаю не излишнимъ включить» ‑ ред.
[11] Исправленная опечатка. Было: «(Окончанiе, въ слѣд, №)», исправлено на: «(Окончанiе въ слѣд. №)» ‑ ред.
[12] Исправленная опечатка. Было: «рѣчѣкъ», исправлено на: «рѣчекъ» ‑ ред.
[13] Исправленная опечатка. Было: «соедененiи», исправлено на: «соединенiи» ‑ ред.
[14] Исправленная опечатка. Было: «углублино», исправлено на: «углублено» ‑ ред.
Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью!