Прокудин-Горский С.М.

Фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского

Год описания: 1909



Биография Сергея Михайловича Прокудина-Горского
Прокудин-Горский, Сергей Михайлович - Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Collection (Library of Congress)
Прокудин-Горский, Сергей Михайлович — Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Collection (Library of Congress)

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (18 (30) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя — 27 сентября 1944, Париж, Франция) — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

Его отец, Михаил Николаевич, отслужив на Кавказе (в Тифлисском гренадерском полку), в 1862 году выйдя в отставку в чине подпоручика, женился.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18/30 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. 20 августа (1 сентября) 1863 года он был крещён в ближайшей к имению церкви Архангела Михаила Архангельского погоста, на кладбище которой в 2008 году обнаружено надгробие полного тёзки — Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1789—1841).

Три года (до 1886) учился в Александровском лицее, однако не закончил полного курса.

С октября 1886 по ноябрь 1888 года слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.

С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую не окончил.

Изучал живопись в Императорской Академии художеств.

В мае 1890 года поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся, в качестве его действительного члена. Это социальное учреждение для девочек из бедных семей было основано в 1830 году на средства известного мецената Анатолия Демидова и состояло в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны.

В 1890 году женился на Анне Александровне Лавровой (1870—1937) — дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.

В 1897 году Прокудин-Горский начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО) (он продолжил эти доклады до 1918 года). В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке.

2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906—1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами».

Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является факт, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по княжеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 года.

В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана (апрель), Черноморского побережья (июнь) и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (декабрь).

В апреле — сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по Российской империи, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток по договору с Общиной Святой Евгении. Однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 открытых писем.

С апреля по сентябрь 1906 года Прокудин-Горский провёл много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

В декабре 1906 года Прокудин-Горский первый раз отправился в Туркестан: для фотографирования солнечного затмения 14 января 1907 года (англ.)русск. в горах Алая близ станции Черняево (ныне Хаваст) над Сулюктинскими копями. Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 года Прокудин-Горский сделал много цветных снимков Самарканда и Бухары.

21 сентября 1907 года Прокудин-Горский сделал сообщение о произведённых им исследованиях пластинок «Автохром» братьев Люмьер для цветной фотографии, после доклада и обсуждения были проектированы цветные диапозитивы Ермилова Н. Е., Шульц, Натомб и др.

В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны два сделанных Прокудиным фотопортрета Фёдора Шаляпина в сценических костюмах. По некоторым сведениям, Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось; возможно, они безвозвратно утрачены.

30 мая 1908 года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

Прокудин-Горский выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы, в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и в других учреждениях города.

В это время Сергей Михайлович задумал проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились.

…работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий.…

Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы.

В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.

В марте 1910 года состоялось первое представление царю фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала, сделанных Прокудиным-Горским. В 1910—1912 годах в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути Прокудин совершил большое путешествие по Уралу. В январе 1911 года он прочитал в Академии художеств в Петербурге лекцию «Достопримечательности по Мариинскому водному пути и Верхней Волге, и несколько слов о важности цветной фотографии». В 1911 году Прокудин-Горский дважды совершил фотоэкспедиции в Туркестан, снимал памятники в Ярославской и Владимирской губерниях.

В 1911—1912 годах к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года Прокудин-Горский фотографировал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России.

В 1912 году Прокудин-Горский фотографировал Камско-Тобольский водный путь и Оку. В том же году закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России. В 1913—1914 годах Прокудин-Горский участвовал в создании акционерного общества «Биохром», которое, в числе прочего, предлагало услуги по цветной фотографии и по печатанию чёрно-белых и цветных фотографий.

В последующие годы в Самарканде Прокудин-Горский испытал изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. С началом Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию — сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России временно возобновилась.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. Его последняя коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце.

В 1920—1922 годах Прокудин-Горский написал серию статей для «British Journal of Photography» (Британский журнал по фотографии) и получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии».

Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.

Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Источник: Wikipedia.org


Лист 20.list_20

 
С. М. Прокудин-Горский. Пожарная тревога на пароходе "Шексна". [Онежский канал.] 1909 год.
С. М. Прокудин-Горский. [Земле]черпательная машина [«Мариинская-4» в Онежском] канале. 1909 год
Учетная карточка снимка Землечерпательная машина Мариинская-4 в Онежском канале
Название [Земле]черпательная машина [«Мариинская-4» в Онежском] канале. [1909 год]
Примечание к названию Установлено по содержанию более точное название.
Период съемки 1909 год
Состояние идентификации Обработано
Описание проблемы По сути верно, но неконкретно
Результат идентификации Идентифицировано
Пояснение Землечерпательная машина «Мариинская-4» куплена Вытегорским Округом П.С. в 1887 году.
Изготовлена у братьев Габер, Лион (Франция).
Часовая производительность- 4,5 куб.саж. песчано-глинистого грунта.Снимок снят у оз. Карасозеро на 21-м километре от Вознесенья перед поворотом канала налево. Направление съемки к оз. Мегорскому.См. обсуждение (№15003)
См. обсуждение (№15169)
См. обсуждение (№15223)
См. обсуждение (№15673)
История изменений >> Развернуть
Тематические метки Водный транспорт Российской империи   Каналы и оросительные сооружения
Тип изображения цветоделенный тройной негатив
Входит в контрольный альбом Мариинский водный путь.
Подпись в контрольном альбоме Камнечерпательная машина в канале.
Номер на конверте 5051
Номер в альбоме 117
Лист в альбоме
Источник оригинала Библиотека Конгресса США [ном. по кат. 0927]
Полная реставрация Прохоров Сергей

 

С. М. Прокудин-Горский. [Земле]черпательная машина ["Мариинская-4" в Онежском] канале. 1909 год.
С. М. Прокудин-Горский. Пожарная тревога на пароходе «Шексна». [Онежский канал.] 1909 год
Учетная карточка снимка Пожарная тревога на пароходе Шексна
Название Пожарная тревога на пароходе «Шексна». [Онежский канал.] [1909 год]
Примечание к названию Согласно авторской подписи.
Период съемки 1909 год
Состояние идентификации Обработано
Описание проблемы
Результат идентификации Ошибки не обнаружены
Пояснение «Шексна»— служебный пароход Вытегорского Округа П.С.
Снято на Онежском канале предположительно в районе Жабенца, пароход пришвартован к озерному бечевнику.
В 1909 г. на «Шексне» Прокудин-Горский совершил поездку по Мариинской водной системе (р. Свирь — р. Шексна).См. обсуждение (№13040)
См. обсуждение (№13822)
См. обсуждение (№15134)
См. обсуждение (№18211)
Тематические метки Водный транспорт Российской империи   Каналы и оросительные сооружения
Тип изображения цветоделенный тройной негатив
Входит в контрольный альбом Мариинский водный путь.
Подпись в контрольном альбоме Пожарная тревога на пароходе «Шексна».
Номер в альбоме 119
Лист в альбоме
Источник оригинала Библиотека Конгресса США [ном. по кат. 0922]
Полная реставрация Ратников Вячеслав
 

Лист 21.

list_21

С. М. Прокудин-Горский. Вид на Вознесенье. / [Вид на Вознесенскую Пристань.] 1909 год.
С. М. Прокудин-Горский. Вид на Вознесенье. / [Вид на Вознесенскую Пристань.] 1909 год.
Учетная карточка снимка Вид на Вознесенье
Название Вид на Вознесенье. / [Вид на Вознесенскую Пристань.] [1909 год]
Примечание к названию Согласно авторской подписи.
Период съемки 1909 год
Состояние идентификации Обработано
Описание проблемы
Результат идентификации Ошибки не обнаружены
Пояснение На снимке сел. Намойные Пески на левом берегу в истоке Свири.
На ближнем плане материковый бечевник Онежского обводного канала; снято с озёрного бечевника.
Селение Намойные-Пески более известно под названием Вознесенья или Вознесенской Пристани. Собственно же Вознесенье (Вознесенский погост) расположено на правом берегу, См. фото №0885.
В левой части снимка в перспективе — главка Покровской церкви.
За бечевником в правой части снимка — трешкот, См. фото №0985.См. обсуждение (№15083)
См. обсуждение (№14297)
Тематические метки Виды деревень и сел   Реки   Каналы и оросительные сооружения
Тип изображения цветоделенный тройной негатив
Входит в контрольный альбом Мариинский водный путь.
Подпись в контрольном альбоме Вид на Вознесенье.
Номер на конверте 5055
Номер в альбоме 123
Лист в альбоме
Источник оригинала Библиотека Конгресса США [ном. по кат. 0931]
Полная реставрация Прохоров Сергей
С. М. Прокудин-Горский. Онежский канал у Вознесенья. 1909 год
С. М. Прокудин-Горский. Онежский канал у Вознесенья. 1909 год
Учетная карточка снимка Онежский канал у Вознесенья
Название Онежский канал у Вознесенья. [1909 год]
Примечание к названию Согласно авторской подписи.
Период съемки 1909 год
Состояние идентификации Обработано
Описание проблемы
Результат идентификации Ошибки не обнаружены
Пояснение На снимке начало Онежского обводного канала, слева озёрный бечевник, в перспективе сел. Намойные Пески.
Справа на другом берегу канала будка и ограда монумента См. фото №0933
Тематические метки Виды деревень и сел   Каналы и оросительные сооружения
Тип изображения цветоделенный тройной негатив
Входит в контрольный альбом Мариинский водный путь.
Подпись в контрольном альбоме Онежский канал у Вознесенья.
Номер на конверте 5054
Номер в альбоме 124
Лист в альбоме
Источник оригинала Библиотека Конгресса США [ном. по кат. 0930]
Полная реставрация Прохоров Сергей
 
С. М. Прокудин-Горский. Закат на Онежском озере. 1909 год
С. М. Прокудин-Горский. Закат на Онежском озере. 1909 год
Учетная карточка снимка Закат на Онежском озере.
Название Закат на Онежском озере. [1909 год]
Примечание к названию Установлено по содержанию.
Период съемки 1909 год
Состояние идентификации Обработано
Описание проблемы
Результат идентификации Ошибки не обнаружены
Пояснение Предположительно снято близ дер. Голяши, которая до 1830-х г.г. имело другое название- Красный Бор.
На противоположном берегу слева- Щелейская возвышенность.См. обсуждение (№14182)
См. обсуждение (№16721) и далее
См. обсуждение (№17374)
Тематические метки Озера   Этюды
Тип изображения ч/б контрольный отпечаток
Входит в контрольный альбом Мариинский водный путь.
Подпись в контрольном альбоме Закат на Онежском озере.
Номер в альбоме 125
Лист в альбоме
Источник изображения Библиотека Конгресса США [ном. по кат. 1960]
С. М. Прокудин-Горский. Вознесенский рейд. [Река Свирь.] 1909 год
С. М. Прокудин-Горский. Вознесенский рейд. [Река Свирь.] 1909 год
Учетная карточка снимка Вознесенский рейд. Река Свирь.
Название Вознесенский рейд. [Река Свирь.] [1909 год]
Примечание к названию Согласно авторской подписи.
Период съемки 1909 год
Состояние идентификации Обработано
Описание проблемы
Результат идентификации Ошибки не обнаружены
Пояснение На правом берегу Свири каменная Вознесенская церковь; левее деревянная церковь о двух престолах- во имя Божией Матери всех скорбящих радости и Боголюбской Божией Матери, постр. в 1605 г., возобновл. в 1873 г.

См. обсуждение (№14898)
См. обсуждение (№16373)
См. обсуждение (№16761)
См. обсуждение (№16916)

Тематические метки Реки   Деревянные храмы   Православные храмы   Водный транспорт Российской империи
Тип изображения цветоделенный тройной негатив
Входит в контрольный альбом Мариинский водный путь.
Подпись в контрольном альбоме Вознесенский рейд.
Номер на конверте 5009
Номер в альбоме 126
Лист в альбоме
Источник оригинала Библиотека Конгресса США [ном. по кат. 0885]
Полная реставрация Прохоров Сергей
 

Лист 22.

list_22

С. М. Прокудин-Горский. Монумент в память открытия Онежского канала. [Вознесенье.] 1909 год
С. М. Прокудин-Горский. Монумент в память открытия Онежского канала. [Вознесенье.] 1909 год
Учетная карточка снимка Монумент в память открытия Онежского канала. Вознесенье.
Название Монумент в память открытия Онежского канала. [Вознесенье.] [1909 год]
Примечание к названию Согласно авторской подписи.
Период съемки 1909 год
Состояние идентификации Обработано
Описание проблемы
Результат идентификации Ошибки не обнаружены
Пояснение На цоколе обелиска две надписи:
«Онежский канал сооружен повелением государя императора Николая Павловича в 1851 году.»
«Канал сей сооружен в управление путями сообщения и публичными зданиями генерал-адъютанта графа Клейнмихеля.»Монумент установлен в 1855 году.
27 июня 1858 г. (по ст. ст.) памятник осматривал Имп. Александр II.См. обсуждение (№13012)
См. обсуждение (№15687) и далее
См. обсуждение (№19214)
См. обсуждение (№19309)
Тематические метки Места и реликвии, связанные с домом Романовых   Памятники и исторические места   Этнические типы
Тип изображения цветоделенный тройной негатив
Входит в контрольный альбом Мариинский водный путь.
Подпись в контрольном альбоме Монумент в память открытия Онежского канала.
Номер на конверте 5057
Номер в альбоме 127
Лист в альбоме
Источник оригинала Библиотека Конгресса США [ном. по кат. 0933]
Полная реставрация Ходаковские Константин и Владимир
 
С. М. Прокудин-Горский. Затон Карешка. / [Пристани у села Вознесенье]. 1909 год
С. М. Прокудин-Горский. Затон Карешка. / [Пристани у села Вознесенье]. 1909 год
Учетная карточка снимка Затон Карешка. / Пристани у села Вознесенье
Название Затон Карешка. / [Пристани у села Вознесенье]. [1909 год]
Примечание к названию Установлено по содержанию.
Период съемки 1909 год
Состояние идентификации Обработано
Описание проблемы Неизвестно место съемки
Результат идентификации Идентифицировано
Пояснение Снято на правом берегу Свири ниже мыса Карьежка.
На снимке суда Товарищества Цепного Пароходства (ТЦП) по р. Свири: у причала буксир «Луч», на берегу туэра «Михаил» и «Александр Свирский.»
Акватория затона ТЦП (в автор. назв. «Затон Карешка») находилась выше мыса Карьяжка (местечко Карьежка).См. обсуждение (№17307)
См. обсуждение (№14269) и далее
См. обсуждение (№16067) и далее
Начало обсуждений:
См. обсуждение (№13339)
См. обсуждение (№14223)
История изменений >> Развернуть
Тематические метки Реки   Водный транспорт Российской империи
Тип изображения цветоделенный тройной негатив
Входит в контрольный альбом Мариинский водный путь.
Подпись в контрольном альбоме Затон Карешка.
Зеркальная метка 3
Номер на конверте 5056
Номер в альбоме 128
Лист в альбоме
Источник оригинала Библиотека Конгресса США [ном. по кат. 0932]
Полная реставрация Вальтер Франкхаузер (WalterStudio)
 

Мариинская водная система

ОНЕЖСКИЙ КАНАЛ

ВОЗНЕСЕНЬЕ

Поселок Вознесенье находится у истока Свири, на территории бывшей Олонецкой губернии (ныне — в Ленинградской области).

Основная часть поселка находится на левом берегу Свири, на месте бывшего села Намойные Пески, известного с XVII века. Еще раньше, в XVI веке на правом берегу был основан Вознесенский монастырь, давший нынешнее название поселку (в 1764 году монастырь упразднен и преобразован в погост).

В Вознесенье начинается судоходный Онежский канал, построенный вдоль южного берега Онежского озера. Строительство канала завершено в 1852 г. В наше время он используется только для маломерных судов.

Вид на Вознесенье. 1909

Репродукция №20931. Оригинал

Онежский канал у Вознесенья. 1909

Репродукция №20930. Оригинал

Монумент в память открытия Онежского канала. 1909

Репродукция №20933. Оригинал

Честно говоря, довольно неудачная фотография — и по композиции, и по исполнению (какому-то остолопу понадобилось непременно пройтись перед фотоаппаратом). Но что делать, другой нет.

Обелиск, изображенный на фотографии, сохранился до нашего времени. Но, судя по современной фотографии, опубликованной в интернете [2], он, конечно же, изуродован. Нет медной доски на пьедестале (остались только следы от гвоздей). Скорее всего, исчезли барельефы с атрибутами Российской империи (впрочем, на современной фотографии верхняя часть памятника не видна). Кроме того, и пьедестал, и обелиск выкрашены не в шоколадно-коричневый (как на фотографии Прокудина-Горского), а в чисто серый цвет.

Вознесенский рейд. 1909

Репродукция №20885. Оригинал

Изображено, вероятно, место у истока Свири. На заднем плане — видимо, Вознесенская церковь в правобережной части поселка (построена в 1847 г.; закрыта в 1937 г.; горела в годы войны; взорвана в 1964 г.)

Затон Карешка. 1909

Репродукция №20932. Фотография реставрирована библиотекой Конгресса США. Оригинал

Эта одна из наиболее известных фотографий Прокудина-Горского.

В то же время название Карешка долгое время оставалось загадкой: ни на карте, ни в литературных источниках такого названия нет. Можно было только по расположению черно-белой копии фотографии в альбоме предположить, что снимок сделан где-то на Онежском канале, Онежском озере или у истока Свири — возможно, у Вознесенья.

И вот, наконец, в 2010 — 2011 г. удалось разрешить эту загадку. Это сделали независимо друг от друга два человека — автор блога oldcolor [3] и администратор сайта «Храмы России» Елена Филиппова [4].

Оказалось, что Прокудин-Горский неправильно записал на слух название затона. Правильное написание: Карьежка, и находится это место в Вознесенье, на правом берегу Свири.

В Карьежке находились ремонтные мастерские цепного (туерного) пароходства Лопарево и затон судовладельцев Миронкова и Кораблева (см. [5]; этот источник называют (среди прочих) и oldcolor, и Елена Филиппова).

Примечание.

На выставке фотографий Прокудина-Горского на сайте библиотеки Конгресса США. (http://www.loc.gov/exhibits/empire/) эта фотография дана со следующим комментарием:

«Различные лодки и баржи, большие и маленькие, видны на верфи в тихом затоне к юго–востоку от Онежского озера на канале Мариинской системы возле поселка Вознесение на севере Европейской России.»

Комментарий географически безграмотный. Вроде бы сказано, что затон находится у Вознесенья, но тут же сделана ошибка: Вознесенье расположено не к юго-востоку, а к юго-западу от Онежского озера, а к юго-востоку от озера Мариинская система вообще не проходит. Но, как выяснилось теперь, автор комментария правильно связал этот снимок с Вознесеньем. Интересно, на чем он основывался?

 ЛИТЕРАТУРА

1. Коляда М.И. По Свири. В кн.: Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978.

2. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, «Лики России», 2006, №№ 1189, 1190, 1193 — 1196.

3. http://oldcolor.livejournal.com/18008.html#cutid1

4. Сайт «Храмы России». Форум, страницы http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3971&start=195, http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3971&start=210.

5. http://lenobl-invest.com/issue/29/55.html


Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *