Монастыри Карелии по материалам писцовых и переписных книг XVII века.

Описываются монастыри Карелии 17 века. Имеются краткие сведения о жизни Вознесенского монастыря.

Год описания: 1620, 1689, 1873.

Источники
  • Старицын А. Н. «Монастыри Карелии по материалам писцовых и переписных книг XVII века». Из сборника «Краеведческие чтения. Материалы IV научной конференции 16-17 февраля 2010 г.» (С. 8-13). Источник.

Несколько цитат из статьи. Ниже приведен полный текст документа.


… В той же переписи появляется запись о другом монастыре: «В Шунском погосте на Котке острову Ильинской девичь монастырь, а в нем поставлена вново церковь во имя Рожества Пророка Илии деревяная». Существование келейного сообщества при церквах Шунгского погоста известно с XV века. Его отмечают писцовые книги 1496, 1563, 1582–1583 гг., причем, заметно преобладание стариц над старцами. Вероятно, перед нами тот случай, когда келейному сообществу все-таки удалось получить официальный статус монастыря. Ильинский девичий монастырь просуществовал до 1689 г., когда он был упразднен, а монахини переведены в запустевший Вознесенский мужской монастырь, находящийся на реке Свири в Оштинском погосте…


…Единственный монастырь в Никольском Оштинском погосте на реке Свири был описан в 1620 г. с любопытными подробностями: «Монастырь Вознесенской на усть реке. А на монастыре церковь Вознесение Госпо- да нашего Исуса Христа да церковь Благовещение Пресвятые Богородицы, а в ней предел Никола Чюдотворец, да коллоколница древяная, на ней четыре колоколы не велики. Да на монастыре келья, а в ней живет черной поп Давыд, да две кельи, а в них живут два старца. Да на монастыре келья хлебная, а в ней живут слуги и детеныши. Да на монастыре пять анбаров стоят пусты да шестнатцать мест келейных. А в монастыре церкви и церковное строенье старца Ферафонта и мирское». В переписной книге 1646–1647 гг. упомянуты три кельи, в одной из которых живет игумен Симеон, а в двух других 8 монахов. Названы Вознесенская церковь и вместо Благовещенской – Никольская.

Перепись 1678 г. снова называет Благовещенскую и Вознесенскую церкви «обе древяные. Да от монастыря с версту монастырьской двор коровей, а на дворе живут работники Антипко Власьев, Федка Фотеев да Ивашко Фотеев же, Федка Андреев, Кондрашко Иванов, Оска Иванов. А те работники старинные монастырьские».

В 1689 г. монастырь запустел в результате морового поветрия. Оставшиеся в живых монахи были переведены в Муромский монастырь, а на их место, как уже было сказано выше, поселились монахини Ильинского девичьего монастыря из Шунгского погоста…


…Писцы в XVII в. не видели никакого принципиального отличия между монастырем и пустынью и ставили знак равенства между этими терминами. Монастыри Троицкий на Сянзе, Брусненский, Машеозерский, Вашеостровский, Клименецкий, Палеостровский, Муромский, Вознесенский на Свири, Ильинский девичий Коткоостровский не названы пустынями…


Читать статью

Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *