Онежское пароходное общество (акционерное товарищество)

Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Национальный архив Республики Карелия»

Онежское пароходное общество (акционерное товарищество)

Фонд № 360

Опись №1

1877-1906 гг.

Предисловие к описи 1 фонда 360 «Онежское пароходное общество (акционерное товарищество)»

(Главный специалист отдела НСА А.С. Соколов)


Год описания: с 1877


Предисловие к описи 1 фонда 360 «Онежское пароходное общество (акционерное товарищество)»

В опись № 1 включены документы, сформировавшиеся в результате деятельности Онежского пароходного общества.

Первое собрание пайщиков товарищества на вере «Онежское пароходное общество» прошло 1 июня 1905 г. В числе его организаторов были предприниматели Олонецкой губернии В.Д. Лысанов, П.Я. Михеев, И.Н. Тихонов и другие (1).

Пароходство имело свои пристани в Вознесенье, Санкт-Петербурге, флот товарнопассажирских пароходов «Апостол Петр» (годы эксплуатации в пароходстве 1906-1915), «Апостол Павел» (1906-1915), «Петербург» («Петроград») (1909-1918), «Петрозаводск» (1910-е-1918), «Кивач» (1908-1918), «Свирь» (1908-1911), «Сусанин» (1912-1918), «Император Николай Второй» («Стерлядь») (1914-1918), «Вознесенье» (1910-1918), «Царь Михаил Федорович» («Форель») (1914-1918), «Святитель Николай» (1905-1918), грузовых пароходов «Геркулес» (1907-1918), «Три Святителя» (1905-1918), «Онега» (1910-1918) и других, обслуживавших линии по Онежскому, Ладожскому озерам, Онежскому каналу и реке Свири: Петрозаводск — Лодейное Поле-Санкт-Петербург, Петрозаводск-Повенец, Петрозаводск-Подпорожье (Пудож), Вознесенье-Вытегра, Петрозаводск-Кондопога-Уница, Петрозаводск-Великая Губа (2).

Согласно декрету Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. «О национализации флота» (3) пароходство было национализировано. Вначале Олонецкое национализированное пароходство находилось в подчинении Вознесенского районного комитета Северных водных путей (4), с началом навигации его суда и имущество были переданы Петроградскому округу внутренних водных путей сообщения и шоссейных дорог Народного комиссариата путей сообщения.

В 2013 г. было проведено усовершенствование описи (компьютерный набор описи с уточнением заголовков, хронологических рамок и количества листов в делах). Старый вариант описи включен в опись № 1 последним делом.

В состав описи входят дела, по хронологическим рамкам не имеющие отношения к деятельности пароходства — Сведения о вскрытии рек и озер, движении судоходства и пароходстве на Онежском озере, реке Свири и Мариинской водной системе за 1884 г. (дело 1), Сведения о горизонте воды на водомерном пункте на реке Свири при Мятусовской и Важинской пристанях за 1877-1898 гг., составленные регистратором Вытегорского полицейского управления Н. Чумариковым (дело 2, 3).

В опись входит Главная книга товарищества на вере «Олонецкое пароходное общество» за 1905-1906 гг. (дело 4) (5).

Документы Онежского пароходного общества (списки служащих за 1914-1915 гг.) есть также в фондах № 527 «Канцелярия Онежского обстановочного плесса Северо-Западного управления внутренних водных путей».

Главный специалист отдела НСА А.С. Соколов 12.03.2014

(1) Статьи об образовании и деятельности Олонецкого пароходного общества // Олонецкие губернские ведомости, 1905, 4 июня; 1906, 1 июня; Доклад Олонецкой губернской земской управы об образовании Онежского пароходства // НА РК, ф.22, оп.1, д.74/1221, л.42об.-43об.

(2) Сведения о пристанях, служащих и пароходах Онежского пароходного общества за 1914 г. // ф.527, оп.1, д.1/6, л.71-78; Сведения о пароходных предприятиях на реке Свири и Онежском озере за 1916 г.//НА РК,ф.6, оп.1, д.46/6, л.250-255.

(3) Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. – 1918. – № 19. – С. 284-285.

(4) Ходатайство уполномоченного Вознесенского районного комитета в Олонецкий губсовет о выдаче револьвера для конторы Олонецкого национализированного пароходства от 1 апреля 1918 г. // НА РК, ф.Р-28, оп.1, д.12/69, л.165.

(5) Причина малого количества дел, относящихся непосредственно к деятельности пароходства, неизвестна. Возможно, она связана с тем, что в 1917-1918 гг. его правление находилось в Петрограде по адресу  Шпалерная ул., 39— см. Весь Петроград. Адресная и справочная книга на 1917 г. — Петроград, 1917 — с. 1422; ф.Р-1376, оп.1, д.28/189, л.20. До 1917 г. правление и главная контора пароходства находились в Петрозаводске — см. Памятная книжка Олонецкой губернии за 1916 г.



Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *