Вытегра, 30-го мая. // Олонецкие губернские ведомости. 1859. № 24. С. 105 ‒ 106.
Текст статьи. Упоминается о трешкотах Вознесенской пристани.
Год описания: 1851, 1854
С. 105 |
ВЫТЕГРА, 30-го Мая. Устройство первыхъ трешкотовъ, для переѣзда изъ Вытегры на Вознесенскую пристань на Свири и обратно, совпадаетъ со временемъ открытiя судоходства по Онежскому каналу, т. е. 1851 г. Но ѣзда на прежнихъ трешкотахъ была неудобна, по дороговизнѣ цѣнъ за мѣста и потому, что самые трешкоты были устроены очень непомѣстительно. Поэтому къ 1854 г. выстроены новые трешкоты, нѣсколько удобнѣе первыхъ, и понижена цѣна за мѣста на нихъ; но пятилѣтнiй опытъ показалъ, что и эти трешкоты еще далеки до совершенства, и вотъ въ настоящемъ году составилась частная компанiя изъ восьми здѣшнихъ гражданъ: они сдѣлали добровольную складку и построили на первый разъ два новыхъ трешкота: «Свирь» и «Вытегра». Посмотримъ теперь, какiя они имѣютъ преимущества предъ прежними трешкотами. ‒ Основанiемъ прежнихъ трешкотовъ были лодки, надъ которыми устраивался закрытый со всѣхъ сторонъ дощатый навѣсъ, для защиты пассажировъ отъ дождя и холода. Простой народъ помѣщается въ общей каютѣ или на палубѣ; а люди посостоятельнѣе могутъ нанять каюту, устроенную въ кормѣ. Входъ въ эту каюту состоитъ изъ довольно узкаго отверзтiя которое на ночь закрывается досками. Въ каютѣ ужасно непомѣстительно: положатъ два, три чемодана, да сядутъ человѣкъ шесть ‒ и душно, и гадко. Встанешь ‒ потолокъ мѣшаетъ, ляжешь ‒ товарищей стѣснишь; остается одно средство ‒ сидѣть и думать, «скоро ли кончится этотъ вояжъ?» Еще лѣтомъ ѣзда на трешкотѣ сносна, потому что можно сидѣть и на палубѣ; но за то каково осенью: сырость, холодъ, съ навѣса течетъ вода на голову; для дополненiя этой обстановки слышишь крики чернорабочихъ въ смежной комнатѣ, ‒ словомъ, досадуешь на самого себя, что сѣлъ въ трешкотъ. Еще неудобство: навѣсы надъ трешкотами построены такъ, что нисколько не соотвѣтствуютъ основанiю, и потому не мудрено, что при малѣйшемъ толчкѣ, и люди, и вещи должны сталкиваться то къ одному борту, то къ другому. Одинъ мой знакомый разсказывалъ недавно вотъ какой случай: «Года три тому назадъ, я съ товарищами поѣхалъ на трешкотѣ до Вознесенья. Попросили шкипера, чтобы онъ поставилъ самоваръ (держать по каналу огонь строго воспрещено; но гдѣ люди живутъ безъ грѣха?) Самоваръ поданъ. Мы приготовились пить чай, какъ вдругъ слышится крикъ: «соминка ѣдетъ». Нашъ шкиперъ кричитъ мальчику, который былъ погонщикомъ (*) на трешкотѣ: «выноси бечеву» т. е. пройди подъ бечеву соминки. Онъ успѣлъ все это сдѣлать; но трешкотъ вдругъ получилъ толчекъ, отъ соминки ли, или отчего инаго, я не знаю, но нашъ самоваръ и стаканы очутились на полу, а сверхъ того горячимъ кипяткомъ попалось на руки. Я лишился удовольствiя пить чай, заплатилъ хозяину за посуду и, къ тому же, обварилъ себѣ руки. Ввечеру случилась новая непрiятность: двое пьяныхъ приказчиковъ заспорили между собою и криками своими не дали мнѣ спать во всю ночь; къ тому же, воздухъ въ каютѣ сгустился до такой степени, что трудно было бы сидѣть, если бы я не курилъ постоянно трубки». Какъ покажется намъ подобная поѣздка на нашихъ трешкотахъ? Знакомый мой говорилъ сущую правду, чему и я самъ былъ свидѣтелемъ не одинъ разъ. ‒ Въ настоящее время, здѣшнiе горожане, вникнувъ обстоятельно во всѣ неудобства, устроили новые большiе трешкоты, удобные, чистые, помѣстительные. Теперь уже не встрѣтитъ проѣзжающiй на трешкотахъ той нечистоты и тѣхъ непрiятностей, которыя случались прежде. Нынѣшнiе трешкоты состоятъ изъ трехъ чистыхъ, прекрасно устроенныхъ комнатъ въ кормѣ и одной большой въ носу: кромѣ того, и на палубѣ сидѣть удобно. Цѣна за проѣздъ до Вознесенья въ нумерныхъ каютахъ 1 р. сер. съ человѣка, въ общей[1] каютѣ 50 к. и на палубѣ 30 к. Для скорости пути между Вытегрою и Вознесеньемъ, въ 1854 г. устроено 4 станцiи: двѣ на пристаняхъ и двѣ на дорогѣ.
С. 106 |
На нихъ теперь 12 лошадей и 3 лошади резервныхъ; для гонки лошадей нанято 5 погонщиковъ; для сбора платы съ пассажировъ и вообще для присмотра за трешкотомъ и народомъ 2 старосты; сверхъ того, на каждомъ трешкотѣ по 1 шкиперу и 1 рабочему. Всѣ эти 11 человѣкъ получатъ жалованья въ лѣто 900 р. сер. Отдѣлка трешкотовъ вчернѣ стоила 600 р. сер., внутри 200 р. сер., и всю эту сумму пайщики-вытегоры надѣются возвратить въ скорое время. Трешкоты отправляются ежедневно въ 2 часа пополудни изъ Вытегры и изъ Вознесенья. Трешкотъ изъ Вознесенья отходитъ черезъ часъ по приходѣ парохода[2] изъ Свири, а вытегорскiй трешкотъ приходитъ къ Вознесенью за два часа до отхода парохода. Разстоянiе 75 вер. трешкоты проходятъ въ 12 часовъ. О выгодахъ и удобствѣ водянаго пути на новыхъ трешкотахъ и говорить нечего; все свидѣтельствуетъ[3] въ ихъ пользу: и удобно, и прiятно, и скоро. За рубль серебромъ вы прiѣдете въ Вознесенье, тогда какъ горой нужно заплатить 4 р., да еще не на всякой станцiи васъ скоро отпустятъ, а сколько тряски примешь! Дай Богъ, чтобы нынѣшняя компанiя гг. выстроившихъ трешкоты, дѣйствовала единодушно, и чтобы поскорѣе уничтожились, если можно, такъ сказать, крытые ящики 1854 г. Можно также надѣяться, что наши трешкоты посоперничаютъ съ ладожскими.
(Р. Д.)
(*) Трешкоты тянутся лошадьми, для управленiя которыми нанимаютъ людей: ихъ то и называютъ погонщиками.
[1] Исправленная опечатка. Было: «обшей», исправлено на: «общей» ‒ ред.
[2] Исправленная опечатка. Было: «парахода», исправлено на: «парохода» ‒ ред.
[3] Исправленная опечатка. Было: «свидѣтельствуютъ», исправлено на: «свидѣтельствуетъ» ‒ ред.
Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью!